По одним рельсам всего этого не узнаешь. Чтобы машинист был в курсе всего, что делается на его участке пути, устроены сигналы, по которым машинист читает, как по открытой книге.
Перед станциями на таком расстоянии, чтобы паровоз можно было затормозить в случае надобности, устанавливают на высоком столбе семафоры. Семафор это лапа, которая или стоит под углом в 90° к столбу или поднята выше, как протянутая рука. Семафор опущен, ехать нельзя; поезд останавливается и ждет, пока со станции не поднимут семафор. Он поднят — путь свободен.
Столбик модели семафора выстругивается из дерева и на шипе вставляется в квадратную доску. Лапа выпиливается из фанерки или вырезывается из жести и вращается наверху столба на гвоздике; в хвосте лапы сделана еще одна дырочка для тяги. Внизу столбика на гвозде укреплена планочка с двумя нитками, вдали у станции установлен рычажок, к нижнему концу которого привязана нитка. Эта нитка от рычажка идет к планке семафора; другая идет от той же планки к ушку в хвосте лапы семафора (рис. 95). Когда рычажок отогнут вправо, он освобождает нитку и лапа падает вниз. Но как только рычажок отодвинут влево, он натянет нитку и поднимет сигнал, кругляшка которого окрашена в зеленый цвет: путь свободен.
Особенно важна проверка стрелок: как бы по ошибке стрелочника не попасть не на тот путь, какой предназначен поезду. Машинист всегда может проверить перевод стрелки по фонарям, которые поставлены у стрелок и поворачиваются в зависимости от того, переведена стрелка или нет.
Стрелочные фонари имеют вид прямоугольных коробочек, спаянных из жести или сделанных из дерева; две узкие стороны имеют длинные прямые прорези, на одной большой стороне вырезана наклонная стрелка, на другой — кружок. У настоящих фонарей на железных дорогах прорези закрыты изнутри молочным стеклом и внутри поставлена лампа. Мы сигналы нанесем белой краской и они будут хорошо видны машинисту (рис. 96).
Фонари должны поворачиваться вместе с переводом стрелки. Для этого каждый фонарь насаживается на гвоздь или винт, пропущенный через доску — основание, к винтику припаивается проволочный рычажок А или он, огибая один раз винт, концом вбит снизу в фонарь (если он деревянный) или припаивается ко дну, если фонарь жестяной. Рычажок А через петли соединен с другим Б, который кончается рычагом с противовесом, тем самым, которым стрелочник переводит стрелку (рис. 97 и 98).
Если рычажок стоит в том положении, в котором он изображен на рисунке 97, поезду, идущему слева, виден белый кружок. Это значит, что через стрелку переезжать нельзя. Поезду, идущему с противоположной стороны, видна стрелка, которая укажет машинисту, на какую сторону перейдет его поезд. Прямая полоса объяснит машинисту, что стрелка поведет его по главному пути, т. е. прямо.
Таким образом, одновременно с переводом стрелки стрелочник объясняет при помощи поворачивающегося фонаря свои действия ведущему поезд машинисту.
На пути в помощь машинисту стоят столбы с цифрами целых километров, считаемых от главной станции, а если можно указать части километров, устанавливаются низкие столбики с целыми и дробями километров. Например, стоит низкий столбик с цифрой 67,8. Он означает, что до него от станции 67 и восемь десятых километра. Десятые указываются в каких-нибудь особых случаях, обычно же ограничиваются столбами с целыми километрами (рис. 99).
Машинисту очень важно знать уклоны пути: в гору он идет или под гору, крутой уклон или нет. Поэтому, как только путь из горизонтального переходит на уклон, ставят столб с двумя дощечками. Это и есть уклоноуказательный знак (рис. 100).
Машинисту поезда, приближающегося к этому знаку, необходимо обращать внимание на правое крыло, на котором изображено число тысячных уклона и протяжение этого уклона в метрах. Например 9-930 означает, что на каждый 1000 метров путь спускается на 9 метров и этот уклон имеет длину 930 метров. Характер последующего за знаком уклона (подъем, площадка или спуск) указывается положением правого крыла.
Левое крыло закрашивается в черный цвет со стороны приближающегося поезда.