Все размеры, относящиеся к спортивным моделям яхт, приводятся в обычной метрической системе мер. Однако, если советским моделистам приходится выступать на международных соревнованиях, то вычисления в этом случае производят в английской системе мер.
Все вычисления производятся с точностью до третьего знака после запятой; исключение составляет вычисление водоизмещения и площади парусности, которые выполняют с точностью до четвертого знака после запятой. Для удобства вычислений приводим таблицу перевода метрических мер в английские и наоборот:
При постройке модели яхты класса «А», как и для других моделей яхт, необходимо пользоваться формулой
где: L — длина по ватерлинии, плюс половина превышения длины по четвертному батоксу против допускаемой, м;
S — площадь парусности, измеренная согласно правилам обмера, м2.
D — водоизмещение, или вес модели, готовой к гонке с поставленными парусами, но без спинакера и других дополнительных парусов, вычисляется делением веса модели яхты, в кг, на 1025, м3.
На рис. 172 приведена номограмма (сост. при участии инж. В. Ф. Лендера), с помощью которой можно очень просто определить гоночный балл в зависимости от основных элементов, входящих в формулу.
Максимальная допустимая площадь парусности подсчитывается по формуле
L — длина по четвертному батоксу (рис. 173) измеряется между точками пересечения ватерлинии, проведенной на расстоянии 1/10 Ввл выше измеряемой ватерлинии с плоскостью батокса, расположенного на расстоянии 1/4 от диаметральной плоскости.
Длина по четвертному батоксу вычисляется по формуле
Если длина по четвертному батоксу превышает допускаемую, вычисленную по одной из приведенных формул, то половину избытка прибавляют к длине по ватерлинии, и сумму, составляющую длину яхты L, подставляют в формулу для вычисления гоночного балла R.
Верхний предел водоизмещения модели яхты класса «А» не ограничивается, однако кубический корень из водоизмещения для подстановки в формулу гоночного балла не должен быть больше определенной величины, вычисляемой по формуле:
Если кубический корень из водоизмещения меньше, чем L/5+0,0102, то разницу нужно вычитать из величины действительного кубического корня из водоизмещения, и эту величину подставляют в формулу обмера.
Наибольшая осадка модели яхты «А» не должна превышать величины, вычисляемой по формуле
Всякое превышение этого значения уменьшают на три и конечный результат прибавляют к гоночному баллу.
Высоту надводного борта яхты-модели «А» измеряют в трех точках: у форштевня, ахтерштевня и в средней части; полученные величины складывают и сумму делят на три. Это и будет средняя высота надводного борта, она не должна быть меньше следующей величины, получаемой по формуле:
Если F будет больше указанной величины, всё сверх 0,0254 надо присчитать к гоночному баллу.
Требования к рангоуту. Высота мачты (измеряется от верхнего края палубы) не должна превышать 2166 мм. Всякое приращение против указанной величины присчитывается к гоночному баллу. В целях уменьшения веса допускается применение пустотелого рангоута — мачт, реек и т. д.
Требования к корпусу. Палуба может иметь любую выпуклую кривую, бортовая же поверхность, форштевень и контртимберс не должны быть вогнутыми. Если все же, в силу конструктивных особенностей корпуса, штевень или контртимберс имеют вогнутости, то длина по ватерлинии в этом случае измеряется между точками пересечения прямых линий, проведенных к вогнутостям; погибь бимсов не должна превышать 1/24 ширины; размещать на модели боковые шверты, компромиссы запрещено.
Материал для постройки корпуса, рангоута, дельных вещей и парусов может быть любым.
Измерение парусов. Гафельный парус измеряется по формуле
Величина А измеряется от верхнего края гика у концевой марки (через которую не должна перетягиваться нижняя шкаторина) до нижнего края гафеля у его нока; то же — у черной черты Б — как перпендикуляр, опущенный из нижнего края пятки гафеля у мачты; величина В измеряется от верхнего края гика у черной полосы до нижнего края пятки гафеля у мачты; величина Г — перпендикуляр к В, опущенный из конца галсового угла, если коуш не выступает за гик паруса.
Площадь грота бермудского паруса измеряется как площадь треугольника
Величина А измеряется от точки пересечения верхнего края гика с задним краем мачты или коуша галсового угла до кольцевой марки на мачте, выше которой не должен подниматься нижний край боута фалового угла; Б — перпендикуляр, опущенный из коуша штокового угла грота у кольцевой марки на заднюю кромку мачты (аналогично измеряют площадь стакселя); В — высота треугольника от палубы по передней стороне мачты до черной полосы на мачте, где пересекается линия, являющаяся продолжением передней шкаторины стакселя; Г — расстояние от передней стороны мачты до точки, где пересекается передняя шкаторина с верхним краем палубы или ноком утлегаря.
К спинакеру предъявляются следующие требования: его высота не должна быть больше 1625 мм, длина передней и задней шкаторин не может быть больше, чем высота переднего треугольника плюс 152 мм. Наибольшая ширина спинакера не должна превышать удвоенного основания переднего треугольного паруса. Точка крепления фалового угла спинакера не должна находиться выше марки, ограничивающей высоту переднего треугольника. Реек на нижней шкаторине спинакера запрещается. Не разрешается также иметь больше одного шкота и других приспособлений, при помощи которых спинакер может быть поставлен иначе, чем парус треугольной формы. Нельзя также ставить спинакер так, чтобы превышалась обмерная площадь стакселя. Длина спинакер-гика не должна быть больше основания переднего треугольника. Спинакер-гик ставится на стороне, противоположной гику грота. Спинакер-шкот не должен выводиться вперед, дальше марки основания переднего треугольника. Если модель идет со спинакером без стакселя, то обмерную площадь переднего треугольника определяют по длине спинакер-гика и максимальной высоте спинакера.
В целях увеличения площади парусности S с помощью гнутой мачты или скругленных шкаторин, растянутых латами, эту добавку парусности присчитывают к площади парусов
где: D — расстояние между кромками паруса;
Р — перпендикуляр, опущенный из середины сегмента на основание.
Если задняя шкаторина грота снабжена латами согласно правилам, т. е. когда скругленная нижняя шкаторина не пришнуровывается к гику, полученное при этом увеличение площади парусности в расчет не принимается.
В соответствии с правилами соревнований для обозначения стран, классификационных знаков и регистровых номеров приняты следующие размеры букв латинского алфавита и цифр (табл. 10):
Черточки между буквами, обозначающими страну и классификационные знаки, а также между классификационными знаками и регистрационными знаками должны иметь толщину 12,7 мм; цифра 1 не употребляется.
Постройка модели яхты международного класса «А» позволит моделисту выступить с ней на любых, в том числе и международных, соревнованиях. Это самая крупная из всех яхт-моделей международных классов. Постройка корпуса, рангоута, изготовление парусов, вооружение яхты, регулировка на воде потребуют от моделиста немалого усердия — это настоящий экзамен для спортсмена.
На рис. 174 дан теоретический чертеж — вид сбоку и ватерлинии в масштабе 1:5 и корпус в масштабе 1:2. Таким образом, прежде, чем приступить к постройке яхты-модели класса «А», потребуется увеличить корпус в два раза. Кроме того, на рис. 175 показано устройство для удержания яхты на заданном курсе. Обозначения деталей следующие: а — гайка, закрепленная на баллере руля; б — баллер руля; в — контргайка; г — ведомый рычаг; д — ограничительный рычаг; в — ограничительное устройство; ж — штырь; з — диск с отверстиями; и — трубка; к — фиксатор; л — кронштейн ветрового крыла; ж — крыло; и — фасонная гайка.
Материал для изготовления устройства для удержания модели на курсе — латунь, дюралюминий.
На рис. 176 показаны также крепления краспиц, стакселя, балласта, устройство руля и пятки, кроме того, показаны схематический конструктивный набор корпуса с палубой, крышка люка, вертлюг для соединения гика с мачтой, конструкция наборной яхты-модели и крепление киля.