Построенная яхта должна удовлетворять следующей формуле
где Lвл — длина по ватерлинии, см;
S — площадь парусности, см2.
Произведение этих двух величин, поделенное на 98313, не должно быть более 10. Если это отношение оказывается больше 10, то моделисту необходимо уменьшить длину ватерлинии или площадь парусности.
На рис. 181 приведена номограмма для определения основных элементов яхты-модели класса «10» Lвл и S, чтобы они удовлетворяли вышеприведенной формуле.
В соответствии с правилами, относящимися к данному классу яхт, элементы яхты-модели класса «10»: водоизмещение, основные размерения, рангоут и парусное вооружение не ограничиваются, лишь бы модель отвечала строительной формуле.
Ширина фаловой дощечки не должна превышать 25,4 мм. Количество лат на гроте допускается не более четырех, они размещаются на равном расстоянии один от другого. Длина средних лат у грота не более 177,8 мм, длина крайних лат не более 124 мм. Площадь спинакера не должна превышать расчетную площадь переднего парусного треугольника.
Расчет гоночного балла и соответствие его длине модели яхты класса «10» и площади парусности может быть произведен по номограмме (рис. 181).
Несмотря на существующие ограничения, вытекающие из обмерных формул или фиксированных размеров отдельных деталей парусных яхт-моделей, строитель яхты-модели имеет возможность, согласно существующим правилам и предельным значениям элементов яхты и ее вооружения, варьировать их, добиваясь таких сочетаний, которые обеспечивали бы наилучшие ходовые качества моделей.
Когда на соревнованиях впервые появились яхты-модели класса «10», они имели очень высокие мачты, развитую парусность, большие свесы, но малую длину ватерлинии. В этом случае не использовались полностью возможности бермудского парусного вооружения. Конструкторы сразу же начали искать новые решения при сочетании элементов яхты, характеризующих данную модель. Так, сократилась высота мачты, а следовательно, и парусность, а длина яхты-модели по ватерлинии увеличилась и, что самое главное, возросла скорость.
Парусность у этих моделей раньше составляла около 1 м2, длина по ватерлинии 1 м. Современные призовые яхты-модели имеют длину по ватерлинии около 1,3 м, а площадь парусности лишь 0,75 м2, скорость такой модели не уменьшилась, а, наоборот, увеличилась. Таким образом, главной задачей строителя яхты-модели является нахождение наивыгоднейшего соотношения длины по ватерлинии и площади парусности. Кроме того, надо стремиться рационально облегчать (но не в ущерб прочности) вес корпуса, рангоута, такелажа и парусов. Большое внимание следует уделять форме парусов, которые должны использоваться наилучшим образом при данном направлении и силе ветра. Нельзя пренебрегать также вопросами остойчивости яхт-моделей.
На рис. 182 изображен бок и полуширота.
На рис. 183 показан общий вид яхты-модели класса «10» в масштабе 1:10. На чертеже даны размеры парусов, лат, рангоута, указаны общий центр парусности, центры парусности грота и стакселя.
На рис. 184 приведен корпус теоретического чертежа в масштабе 1:2, детали, буквы (в натурную величину), обозначающие принадлежность к классу и страну. Конструкция ветрового руля для данной яхты может быть такая же, как и для яхты-модели класса «А».
Строить такую модель, учитывая ее трудоемкость, следует коллективно — бригадой во главе с опытным судомоделистом. Работы будет много и она потребует высокого мастерства. Корпус надо делать наборным, шпангоуты — из качественной 10-мм фанеры. Для обшивки потребуются выдержанные сухие сосновые рейки. Форма корпуса, киля, место соединения его с днищем должны быть плавными и соответствовать теоретическому чертежу. Особое внимание необходимо уделить грунтовке, окраске и полировке подводной части корпуса. При изготовлении корпуса не следует торопиться, надо добиваться хорошей склейки отдельных деталей, выдерживая их положенное время, и лишь когда клей окончательно высохнет, — приступать к обработке.
Элементы яхт-моделей приведены в табл. 11.