Объединение определенных моделей называется классификационной группой. Внутри каждой группы модели судов подразделяются по различным признакам: назначению; роду двигателя и движителя; размерам; типу парусного вооружения, и соответственно образуют класс моделей. В зависимости от тех или иных особенностей модели построенного судна классификация дает следующие определения.
Самоходная модель — любая модель с палубными рубками и надстройками, устройствами, а также имеющая любой двигатель, движитель или паруса, обеспечивающие модели самостоятельное движение по воде или под водой. На самоходной модели могут устанавливаться автоматические устройства для выполнения заданного маневра. Разновидностью самоходной модели является скоростная, которая имеет корпус любой формы (деталировка палубных устройств необязательна), двигатель и движитель, обеспечивающие наивысшую скорость хода.
Экспериментальная модель отличается оригинальной конструкцией корпуса, механизмов, устройств, рациональность которых должна быть доказана при испытании модели.
Управляемая модель — самоходная модель любого класса, способная маневрировать на воде с помощью сигналов беспроволочной связи: радио, гидроакустических и световых, посылаемых с берега.
Схематическая модель — модель любого класса, на которой показаны лишь детали и устройства, необходимые для достижения основной цели, ради которой построена модель.
Настольная модель — модель судна любого класса без двигателя.
Историческая модель — модель корабля или судна, увековечившего славу нашей Родины и вошедшего в историю отечественного флота и мирового судостроения.
Кроме моделей судов, классификация предусматривает определение учебно-наглядных пособий. Под ними подразумеваются специально построенные модели судна, модели или макеты судовых устройств, систем, навигационных сооружений, судов технического флота, отсеков судна, теоретического чертежа, узлов и т. п., предназначенных для изучения основ морского дела.
Классификация предъявляет к моделям определенные требования.
Все модели судов за исключением спортивных скоростных и парусных яхт-моделей должны быть построены в определенном масштабе.
Масштаб модели выдерживается как в отношении линейных размеров, так и в отношении водоизмещения и скорости в следующих зависимостях:
где: LM — длина модели, м;
ВM — ширина модели, м;
TM — осадка модели, м;
DM — водоизмещение модели, кг;
vM — скорость модели, м/сек;
LC — длина соответствующего судна, м;
ВC — ширина соответствующего судна м;
ТC — осадка соответствующего судна, м;
DC — водоизмещение соответствующего судна, кг;
vC — скорость соответствующего судна, узл.;
М — масштабное число.
Наибольшей длиной модели считается габаритная длина корпуса вместе с выступающими частями: рулем, кронштейнами, гребным винтом. Выступающие детали на парусных моделях (бушприт и утлегарь) не учитываются.
Соотношения главных размерений, коэффициенты полноты водоизмещения и внешний вид модели должны соответствовать типу судна, модель которого строится.
В зависимости от масштаба и технических возможностей на моделях должны показываться схематически элементы набора, обшивка, привальные брусья, ватерлиния, грузовые марки. При изготовлении корпуса модели надо обязательно соблюдать соответствие судну его отдельных конструктивных особенностей: если на настоящем судне имеется седловатость, т. е. продольная погибь палубы, то и на модели в масштабе должна быть такая же погибь; поперечную погибь палубы можно не делать.
На палубе устанавливают макеты надстроек, рубок, труб, мачт, мостиков, люки, иллюминаторы, поручни, леерные ограждения, такелаж. На открытых мостиках, если они имеются на модели, устанавливают макеты корабельных огней, радиопеленгаторы, машинные телеграфы, лотовые площадки и т. д. Антенны радиостанций, клотики, фалы флажной сигнализации, флаги, сирену, судовой колокол делают схематически. Якоря, запасные якоря, якорные цепи и клюзы, стопоры, шпили, брашпили, битенги изготовляют как макеты. Так же оформляют на моделях швартовное устройство: шпили, лебедки, кнехты, швартовные клюзы, кипы, киповые планки, и буксирное устройство: кнехты, дуги, буксирные гаки и т. п. Количество всех этих деталей может быть сокращено.
Гребные и моторные шлюпки и катера, спасательные плотики и круги, выстрелы, кильблоки, ростры, шлюпбалки, составляющие шлюпочное устройство, делают как макеты. Грузовое устройство — грузовые стрелы, краны, лебедки, люки делают аналогично другим деталям. Требований, чтобы все эти устройства работали, не предъявляется. Детали таких судовых систем, как вентиляционные, пожарные, могут оформляться схематически, макетами, а в некоторых случаях, из-за малых размеров, их вообще можно не делать.
Рулевое устройство должно действовать, обеспечивая модели необходимую поворотливость, устойчивость на курсе, а для самоуправляемых моделей — и выполнение маневров. Размещение руля, его форма должны быть выполнены так же, как и на судне, модель которого строится. Разрешается увеличить площадь руля до 1/25 LМTМ, где LM — длина модели по грузовой ватерлинии, а TМ — осадка.
На моделях промысловых, служебных, технических судов желательно изготовлять макеты отдельных деталей, характерных для данного типа судов: тралового и пожарного оборудования, гарпунных пушек и т. п.
Самоходные модели должны обладать соответствующими мореходными качествами, не иметь начального крена, неоправданного дифферента, и осадку, соответствующую накрашенной ватерлинии.
Корпус должен быть водонепроницаемым, с подразделением на отсеки, обеспечивающими непотопляемость модели в случае ее повреждения.
Балласт, механизмы, аккумуляторы, электробатареи для питания прочно закрепляют, исключая тем самым возможность перемещения их, что может привести к переворачиванию и гибели модели.
Корпуса самоходных и парусных моделей можно изготовлять из любого материала, обеспечивающего водонепроницаемость.
Все модели судов должны тщательно окрашиваться в цвета, принятые на морском, речном и военных флотах.
Для самоходных моделей необходимо делать кильблоки — подставки; для настольных моделей — подмакетники и прозрачный пыленепроницаемый съемный футляр.
В соответствии с существующей классификацией разрешается увеличивать осадку модели против расчетной величины на 15%; при этом действующая ватерлиния не должна быть выше или ниже грузовой ватерлинии более чем на 20%.
Выдержка из классификационной таблицы применительно к моделям судов, опубликованным в книге, приведена в табл. 8.
Примечания
1. Единая Всесоюзная классификация морских моделей, Изд-во ДОСААФ, М., 1959.