Корпуса, сделанные из цельного материала (дерево, кость, пластмасса или какой-либо другой материал), чаще всего применяют для настольных, демонстрационных, исторических моделей.
Постройку корпуса такой модели начинают с обработки досок и их склейки (если корпус деревянный). Иногда для корпуса подыскивают кусок сухой древесины, пластмассы или кости соответствующего размера. Обработав брус в форме параллелепипеда с небольшим припуском против наибольших габаритных размеров корпуса модели, производят разметку. Приступая к ней, моделист должен точно переносить линии с теоретического чертежа модели. Сначала нужно прочертить рейсмасом или острым шилом линию ДП по бруску. Риски должны быть глубокими и точными. Потом прочерчивают линии шпангоутов в поперечном направлении. На верхней плоскости намечают палубу, по ДП на боковой поверхности наносят форштевень, корму и линию борта.
Разметка бруса — весьма ответственная операция; нужно помнить хорошую русскую пословицу: «семь раз отмерь, а один раз отрежь». Небольшая ошибка может привести к порче заготовки, и вся ранее выполненная работа пропадет даром.
Следующим этапом изготовления корпуса является опиловка бруса. Прежде всего обрезают нос и корму, затем опиливают заготовку по контуру палубы.
Когда корпус опилен, приступают к обработке его формы в соответствии с очертаниями шпангоутов. Первоначальную обработку бруса вначале можно производить топором (если это большая модель), затем пользуются стамесками, отделочным рубанком, напильниками, шкуркой. При обработке корпуса непрерывно контролируйте точность шаблонами шпангоутов.
Последовательность операций обработки корпуса показана на рис. 19.