Советский танкер «Пекин» — одно из крупнейших современных судов морского транспортного флота СССР.
По внешнему виду танкер «Пекин» — трехостровное судно с баком, средней надстройкой и ютом, соединенными переходным мостиком, под которым проложены трубопроводы и электрические кабели.
Длина танкера (наибольшая) 202,8 м, ширина (наибольшая) 25,8 м, высота борта 13,7 м, осадка 10,65 м, водоизмещение 39 770 т, скорость хода 18 узлов. В корпусе судна имеются тридцать грузовых танков, вмещающих более 27 000 т жидкого горючего.
Команда, насчитывающая 57 человек, размещается в удобных каютах, на судне имеются кают-компания, красный уголок, открытая спортивная площадка и плавательный бассейн.
Управление судном осуществляется из рулевой рубки, расположенной на среднем мостике средней надстройки.
Для стоянки судна на танкере имеются два становых якоря (по 7 т) и один запасной.
На баке в носовой части для швартовки установлен брашпиль, на палубе юта — шпили. Там же, у бортов, расположены киповые планки и кнехты.
Для приема на танкер различных грузов на баке в районе сухогрузного трюма на носовых полумачтах установлены две грузовые стрелы, в средней части судна и в корме также имеются стрелы.
Прием и выдача жидкого груза на танкере осуществляются с помощью трубопроводов диаметром 350 мм и трех мощных паровых насосов производительностью по 750 м3/час.
Для вентиляции насосного отделения и грузовых танков установлены три электровентилятора.
На палубе размещены шлюпки и моторный катер.
Так как перевозимый груз огнеопасен, на танкере имеются противопожарная водяная система и автоматическая пожарная сигнализация.
Во всех жилых, служебных и культурно-просветительных помещениях, независимо от климатических условий, во время рейса судна, с помощью специальной системы кондиционирования поддерживаются постоянная темперетура и влажность воздуха. Дальность плавания без захода в порты составляет около 14 000 км.
Один гребной 5-лопастный винт вращается со скоростью 110 оборотов в минуту турбиной, которая получает пар от двух паровых котлов. Энергетическая установка, как это принято на подобных судах, расположена в корме.
Несмотря на большие размеры танкера, на переходах в открытом море он также подвержен качке; для ее уменьшения в средней части корпуса в районе скулы приварены боковые кили на длине 80 м; высота килей 0,4 м.
В один из рейсов (на Кубу) танкеру «Пекин» было нанесено серьезное повреждение норвежским танкером. На советском судне возник пожар. Опасность была необычайно велика. В танках «Пекина» находилось 24 000 т сырой нефти. Но смелые советские моряки героически ликвидировали пожар, исправили повреждения и благополучно доставили крайне необходимую нефть революционному кубинскому народу.
Повреждение оказалось очень серьезным, носовая оконечность судна была полностью разрушена, но несмотря на это танкер вернулся на Родину; судно было в кратчайший срок отремонтировано.
На рис. 147 показан вид сбоку и сверху модели танкера в масштабе 1:300. На рис. 148 приведен теоретический чертеж в масштабе 1:200. Модель танкера, построенная по этому чертежу, будет соответствовать V, «А» классу. Модель — самоходная с механическим двигателем, который должен обеспечить масштабную скорость и дальность плавания не менее 50 м.
В качестве материала для постройки модели танкера рекомендуется дерево или металл. Корпус следует делать наборным. Для отдельных деталей судового оборудования и устройств можно использовать пластмассу и цветной целлулоид.
В качестве двигателя наиболее подходящим будет электродвигатель с питанием от аккумулятора или батареи элементов.