По сравнению с доставкой различных грузов по железной дороге, перевозка их морем обходится значительно дешевле. Поэтому на морском флоте имеется много специальных грузовых судов.
В Советском Союзе строятся грузовые суда, в том числе и сухогрузные. Одно из них — типа «Ленинский Комсомол». Это одновинтовой двухпалубный турбоход с полубаком, полуютом и рубкой в средней части. Корпус судна сварен из прочной судостроительной стали. Водоизмещение турбохода более 19 000 т. Судно может принять 10 000 т грузов, упакованных в ящики (моряки называют такие грузы генеральными).
Длина судна 156, ширина 21,8, осадка 9,7 м. Скорость хода 18,5 узла. Топлива, запасенного в двойном дне, хватит, чтобы пройти 21 000 км без захода в порты.
Автономность судна 40 суток.
В качестве главного двигателя на судне имеется паровой турбозубчатый агрегат мощностью 13 000 л. с., состоящий из турбин высокого и низкого давления и двухступенчатого редуктора, снижающего число оборотов турбин.
Снабжение турбин паром производится двумя мощными котлами, вырабатывающими в час 32,5 т пара. Рабочее давление в котлах 45 атм, температура пара 370°С. На полном ходу за час сжигается не более 3 т нефти. Имеется судовая электростанция: два турбогенератора мощностью 600 квт каждый вырабатывают достаточно электрической энергии для обслуживания всех механизмов, устройств, для бытовых нужд и освещения. На случай аварии предусмотрен специальный резервный дизель-генератор мощностью 100 квт, всегда находящийся в полной готовности к пуску.
В корпусе судна имеются шесть просторных грузовых трюмов. В каждом из них громадные отверстия — люки, которые позволяют принять ящик практически любого размера. Так как люки очень большие, то и крышки их очень велики и тяжелы. Вручную такие крышки закрыть практически невозможно. Крышки люков плотно закрываются с помощью специальных механических устройств, что значительно сокращает время на подготовку судна к погрузке и разгрузке. Для подъема и опускания грузов в трюмы на палубе установлены Л-образные безвантовые мачты и четыре полуколонны, встроенные в среднюю надстройку. Главные трюмы одновременно могут обслуживаться четырьмя грузовыми стрелами, что также ускоряет погрузку и разгрузку. Для обеспечения сохранности ценного груза на судне предусматривается противопожарная защита, состоящая из водяной, углекислотной и паро-водяной систем. Чтобы предохранить грузы от излишней влажности, в трюмах проложены трубопроводы, через которые удаляются вода и пары, могущие появиться в результате отпотевания внутренних стенок корпуса.
Как на всяком судне, на палубе в носу размещены якорное устройство, брашпиль, волнолом, запасной якорь. В корме размещены катер и шлюпка. На рострах надстройки установлены четыре спасательные шлюпки. Ходовая рубка, радиостанция, каюты команды и другие служебные помещения расположены в надстройке.
На рис. 143 изображен общий вид модели сухогрузного судна в масштабе 1:500. Этот масштаб не подходит ни под какой класс. Если делать миниатюрную модель, чертеж придется уменьшать; если строить самоходную — увеличивать. На рис. 144 дан теоретический чертеж в масштабе 1:200, построенная по нему модель будет длиной 780 мм, что соответствует классу V, «А». Модель должна быть самоходной с механическим двигателем, с масштабной скоростью и наименьшей дальностью плавания 50 м. Так как классификация разрешает строить модель в масштабе 1:100, то теоретический чертеж может быть увеличен в 2 раза, тогда длина модели составит 1560 мм.
Деревянный корпус модели следует делать наборным. Грузовые стрелы изготовляют из сухой прямослойной сосны, надстройку — из авиационной фанеры с применением целлулоида для иллюминаторов или электротехнического картона. Можно, конечно, построить корпус сухогрузного судна из жести, но это будет более сложная работа. Так как модель самоходная, особое внимание надо уделить обеспечению водостойкости корпуса, правильной установке гребного вала и руля.