В настоящее время имеется небольшое количество крупных парусных судов, используемых морскими училищами для подготовки моряков.
Однако широкое распространение получили парусные спортивные суда.
Существуют три группы парусных судов: с прямым вооружением, косым и смешанным.
Парусник «Товарищ» — барк, имеющий две мачты вооруженные прямыми парусами, и одну — косыми парусами. Рангоут парусника «Товарищ» состоит из трех мачт — фок, грот и бизань (считая от носа). Все мачты наклонены к корме, что улучшает мореходные качества судна и облегчает управление парусами.
Все мачты своим нижним концом — шпором крепятся к днищевой балке — кильсону в специальном деревянном башмаке, называемом степсом.
Фок- и грот-мачты состоят из двух частей. Верхние их части соответственно называются фор- и грот-стеньгой. С мачтой стеньга соединяется при помощи деревянной или металлической рамы, называемой эзельгофтом.
К рангоуту относится также дерево, укрепленное на носу судна и выступающее впереди форштевня — бушприт. Наружный конец бушприта называется ноком, а внутренний, который крепится в носовой части, — шпором.
Снасти, поддерживающие мачты спереди, называются штагами, с бортов — вантами, с кормы — бакштагами. Снасти, поддерживающие стеньги с боков и сзади, именуются форду-нами. Все эти снасти в совокупности называются стоячим такелажем, в отличие от бегучего, с помощью которого управляют парусами.
Части рангоута, закрепленные у мачт или стеньг за середину длины, называются реями, а закрепленные за один конец— гафелями и гиками. Реи именуются по рангоуту, на котором они закреплены. Например, рей на фок-мачте — фока-рей. Реи на стеньгах называются соответственно мачтам. Например, на фор-стеньге — фор-марса-рей. Паруса именуются по реям, на которых они закреплены: на фоке-рее — фоком; на нижнем марса-рее — нижним марселем; на брам-рее — брамселем и т. д. Паруса, стоящие на бушприте, называются кливерами. Паруса, прикрепленные к штагам, называются стакселями. Парус между гиком и гафелем на бизань-мачте — бизань, а между гафелем и крюйс-стеньгой — крюйс-топсель.
Размеры учебного парусного судна «Товарищ»: длина наибольшая 73 м, длина между перпендикулярами 62 м, ширина 12 м, осадка 4,5 м, высота борта 7,3 м, водоизмещение около 1 500 т.
На рис. 160 дан общий вид парусника «Товарищ» со всеми парусами — вид сбоку и вид сверху. Размеры чертежа по ватерлинии составляют 210 мм. Если, пользуясь этим чертежом, строить миниатюрную модель, то она будет соответствовать классу XIII, «А». Для изготовления такой модели следует использовать кость, пластмассу, ценные породы дерева. Изготовление деталей потребует в полном смысле ювелирного искусства и упорства. Работа значительно упростится, если воспользоваться теоретическим чертежом, приведенным на рис. 163. Его надо увеличить в два-три раза для того, чтобы построить плавающую модель парусного судна длиной по ватерлинии 660—1000 мм. Такая работа окажется под силу моделисту, имеющему некоторый опыт. В качестве материала рекомендуется дерево; корпус наборный. Для обеспечения необходимой остойчивости потребуется предусмотреть балласт в виде железной или свинцовой полосы.
На рис. 161 показана палуба кормовой оконечности парусника в сборе и отдельные детали судового оборудования и устройств. На рис. 162 изображены детали рангоута, бегучего такелажа, крепления парусов, кофель-нагельные планки, проводки отдельных снастей.
Построенная модель (размерами более 254 мм) как настольная относится к XIII, «Б» классу, в случае же если модель будет плавающей, масштаб ее неограничен, она подпадет под IX, «А» класс.