На судне имеются удобные каюты для 500 пассажиров. Команда (до 70 человек) размещается в двух- и четырехместных каютах. В каютах имеются умывальники с горячей и холодной водой, шкаф для белья и одежды, книжная полка. Для общего пользования предусмотрены душевые и ванные кабины. К услугам пассажиров — рестораны, музыкальный салон, читальный зал, а для команды — столовая и красный уголок.
Энергетическая установка теплохода состоит из трех 400-сильных двигателей внутреннего сгорания, каждый из которых непосредственно работает на свой гребной вал. Все двигатели расположены в одном кормовом отсеке. Для вспомогательных целей имеются четыре дизель-генератора, обеспечивающие теплоход электрической энергией для освещения, радио, работы вентиляции и других потребностей. При работе силовой установки на полную мощность судно развивает скорость хода более 23 км/час.
На теплоходе, помимо рулей, в носовой оконечности, под водой установлено специальное водометное устройство — гидрорули, которые обеспечивают судну хорошую управляемость при движении в узкостях и извилинах речного фарватера и маневрирование при подходе к пристани, а также и при отходе от нее.
Якорное устройство состоит из двух якорей в носу и брашпиля; для швартовки имеются кнехты и вьюшки для намотки тросов. На аварийный случай на судне на шлюпочной палубе в корме размещены четыре шлюпки (по две с каждого борта), там же, в диаметральной плокости, раскреплены шесть плотиков. В ходовой рубке и на мостике размещены приборы управления и навигации; радиостанция теплохода обеспечивает двустороннюю связь с берегом и другими судами, а также работу трансляционного узла.
На линии Москва — Ростов и Москва — Астрахань курсируют пассажирские дизель-электроходы другого типа, которые используются также для туристских целей. Это весьма комфортабельные речные суда, наиболее крупные из существующих. Они имеют хорошие мореходные качества; водоизмещение 2300 тг длина 121,4, ширина 16,8, высота борта 5,0 и осадка 2,4 м, скорость хода более 25 км/час.
Энергетическая установка состоит из 3 дизель-генераторов мощностью 900 л. с. каждый; электрическая энергия питает три гребных электродвигателя по 725 л. с. Управление двигателями осуществляется дистанционно из рулевой рубки. На электроходе имеются два подруливающих устройства водореактивного действия, установленные в носовой и кормовой оконечностях.
Пассажирский дизель-электроход (рис. 164) отличается от других подобных речных судов, плавающих по рекам Советского Союза, удобством размещения пассажиров, быстроходностью и улучшенными маневренными качествами.
Судно может принять на борт 460 пассажиров,для которых имеются каюты с мягкими спальными местами.
На дизель-электроходе имеются 3 салона, 5 вестибюлей, просторный ресторан, кино-концертный зал, почтовое отделение. Широкие прогулочные палубы оборудованы удобной мебелью. На тентовой палубе устроены солярий для приема солнечных ванн и душевые кабины.
Все жилые помещения и помещения общего пользования имеют особую вентиляцию с подачей кондиционированного воздуха, охлаждаемого в жаркое время и подогреваемого в холодное, осеннее время.
Корпус судна сделан из стали повышенного сопротивления. Надстройки металлические, штампованные.
Постройка модели (настольной или самоходной) речного теплохода типа «Родина» несложна. На рис. 165 дан корпус теоретического чертежа в масштабе 1:100, очертания носа и кормы, брашпиль, спасательный плот, руль, кранец, гребной винт, шлюпка, балка и лебедка к ней. Там же показана часть модели в сборе и кормовой клюз. Наличие трех палуб на модели речного теплохода потребовало привести их очертания (рис. 166), что облегчает моделисту работу. В качестве материала для постройки корпуса рекомендуется дерево. Корпус следует сделать наборным (если модель будет самоходной), если же строить ее, как настольную, то для облегчения работы можно использовать кусок выдержанной сосновой доски нужного размера. По Единой Всесоюзной классификации моделей, настольная модель теплохода «Родина» может быть отнесена к классу XIII, «А» (миниатюрная), к классу XIII, «Б» (в масштабе 1:100) и к классу VII, «А» (самоходная). Двигатель в последнем случае должен быть механическим, скорость масштабная, дистанция 50 м.
Элементы основных типов современных морских и речных транспортных, промысловых и речных судов приведены в табл. 9.