В старое время охотники за китами выходили в море на небольших гребных шлюпках — вельботах. Шлюпки были мореходными и имели одинаковую форму носа и кормы. Китов обнаруживали по фонтанам воды, которые они выбрасывают, поднимаясь на поверхность воды для дыхания. В это время китобои быстро подходили к киту и вонзали в него гарпун. Кит очень осторожен и стремителен, иногда погоня за ним длилась часами. Охота на китов была сопряжена с опасностью для жизни: удар хвостом разбивал шлюпку в щепки и люди оказывались в воде.
Современные китобойцы — мореходные стальные однопалубные суда с удлиненной надстройкой. Вместе с китобазой они могут находиться в плавании в течение 7 месяцев. Так как в Антарктике во время охоты на китов судам приходится иногда плавать в ледовых условиях, корпус имеет специальные подкрепления.
Размеры китобойного судна (типа «Комсомолец»): длина 63,6, ширина 9,5, осадка 4,4 м, водоизмещение 1270 т, скорость около 18 узлов. По скорости хода советские китобойцы превосходят многие однотипные иностранные суда. На судне установлено 4 дизель-генератора общей мощностью 4400 л. с. Дизель-генераторы вырабатывают электрический ток, питающий гребной электродвигатель. Электрическая гребная установка обеспечивает судну отличную маневренность.
В носовой части на палубе китобойца, на специальной высокой платформе установлена гарпунная пушка калибром 90 мм. Пушка заряжается с казенной части пороховым зарядом; в дульную часть вставляется гарпун с гранатой. К гарпуну крепится линь — тонкий прочный шнур из капронового волокна. Длина линя около 100 м, его конец сращен с трехпрядным манильским тросом длиной около километра. Пушки, установленные на китобойцах, бьют китов на расстоянии до 70 м. После выстрела, гарпун, увлекая за собой капроновый линь, вонзается в тело кита. Граната взрывается, раскрываются когти гарпуна — теперь он уже крепко засел. Если ранение несмертельно, кит стремительно уходит на глубину, увлекая за собой сращенный с гарпунным линем китовый трос, который легко выпускается, как леска со спиннинга. Когда кит выйдет на поверхность, чтобы набрать воздуха, особой лебедкой выбирают трос, стремясь все время держать его в натянутом положении и стараясь подойти на дистанцию верного выстрела. После попадания второго гарпуна кит удерживается 2 тросами, затем подтягивается к китобойцу. В тело убитого кита вонзают острый наконечник с отверстием и через резиновый шланг в кита с помощью компрессора накачивают воздух, чтобы кит не затонул. Принадлежность убитого кита того или иного китобойца определяется национальным флажком и номером судна.
После охоты китобойцы буксируют китов к базе, их поднимают по слипу на разделочную палубу.
На рис. 152 дан общий вид модели китобойца и вид сверху в масшабе 1:100. По-видимому, многие моделисты захотят строить самоходную модель, которая относится к классу V «Г»; масштаб такой модели 1:50 или 1:75, двигатель механический, скорость масштабная, дистанция, которую должна проходить модель, 50 м.
Теоретический чертеж приведен на рис. 153, его масштаб 1:50. Корпус разбит на 20 шпаций. В районе 0—4 и 15—20 шпангоутов изображены ватерлинии. На боку нанесены линии штевней, полубака и палубы, а для контроля проведен батокс. Материалом для постройки служит дерево, надстройки, мостик, трубы можно сделать из авиационной фанеры, электротехнического картона; отдельные судовые устройства, навигационное оборудование сделайте из дерева или пластмассы, а леерные стойки, леера и антенны — из стальной проволоки.
Корпус рекомендуется делать наборным. Двигатель — электрический.