Флагман советского ледокольного флота атомоход «Ленин» — самый мощный в мире. Его длина 134, наибольшая ширина 27,6, осадка 9,2 м, водоизмещение 16 000 т.
Ледокол представляет собой гладкопалубное судно с небольшой седловатостью, удлиненной надстройкой, с двумя мачтами. На открытой части шлюпочной палубы размещены катера и спасательные шлюпки, а в кормовой имеется взлетно-посадочная площадка и ангар для вертолета.
Дымовой трубы на ледоколе нет. Вентиляция парогенераторной установки осуществляется через полую грот-мачту.
Ледокол имеет четыре непрерывные палубы и две платформы. Корпус корабля разбит 11 поперечными переборками на отсеки. Непотопляемость обеспечивается при затоплении любых двух отсеков.
В центральной части судна, от двойного дна до шлюпочной палубы, расположена атомная парогенераторная установка. Парогенераторный отсек вместе с биологической защитой весит более 3000 т.
В нос и в корму от парогенераторного отсека расположены помещения турбоэлектрической установки.
Мощность главных механизмов (44 000 л. с.) распределяется на три гребных вала. По чистой воде ледокол может развивать скорость хода 18 узлов. Ледокол проектировался для непрерывного движения в сплошном ледяном поле толщиной более 2 м. Как показала практика использования судна при проводках караванов по Северному Морскому пути, предположения проектировщиков полностью оправдались.
Раньше у ледоколов, работающих в тяжелых условиях Арктики, было уязвимое место: нехватка топлива для длительных ледовых плаваний. Его нельзя было запасти столько, сколько требовала обстановка. Например, на линейном ледоколе «Ермак» ежедневно расходовалось 100 т угля, запас составлял 1/3 от водоизмещения корабля, т. е. 3000 т, а хватало этого количества топлива всего лишь на 20 суток. Иное дело на атомном ледоколе «Ленин». На нем применяется ядерное горючее. Автономность плавания ледокола «Ленин» во льдах очень велика.
На ледоколе, который может долгое время находиться в море без захода в порты, большое внимание уделено бытовым условиям. Для команды имеются удобные одно- и двухместные каюты с постоянной температурой, горячей и холодной водой, лампами дневного света. Есть на судне и просторная кают-компания, столовая, библиотека, читальный, курительный и музыкальный салоны, амбулатория, лазарет и другие медицинские помещения. Специальные кладовые для хранения продуктов питания и прекрасно оборудованный камбуз, а также и все другие служебные и санитарные помещения полностью обеспечивают работу и отдых экипажа атомного ледокола «Ленин». На ледоколе обеспечена радиационная безопасность для команды. Все элементы, опасные своей радиоактивностью, сосредоточены в одном отсеке, защищенном специальными бетонными и стальными плитами. Радиоактивные жидкости отводятся в специальную цистерну, а газы, полностью очищенные в специальном фильтре, выбрасываются через мачту судна на высоту 20 м над палубой.
Пользуясь чертежами, можно построить модель ледокола в зависимости от желания юного кораблестроителя: миниатюрную, длиной не более 254 мм, класса XIII, «А»; настольную класса XIII, «В» или самоходную с механическим двигателем класса V, «Б» (в последних двух случаях масштаб должен быть 1:100).
На рис. 136 показаны вид модели сбоку и вид сверху в масштабе около 1:400. Деталировка механизмов и устройств, расположенных на палубе и мостиках, упрощена. На рис. 137 схематически дан корпус теоретического чертежа в масштабе 1:200, очертания носа, кормы и соответствующие им ватерлинии. Таким образом, если будет решено строить модель в масштабе 1:100, все размеры надо увеличить вдвое и вычертить новый корпус. Основные детали, грот-мачта, шлюпбалки, вертолет, катер и общий вид надстройки модели ледокола приведены на рис. 138. Для постройки миниатюрной модели можно использовать любой материал, включая и ценный. При постройке самоходной модели корпус можно сделать из жести или дерева. Так как размеры модели масштаба 1:100 сравнительно велики (длина 1340 мм), рекомендуется корпус сделать наборным. Для изготовления деталей оборудования и устройств помимо дерева можно использовать пластмассу. Для надстройки годятся тонкая авиационная фанера, электротехнический картон. Двигатель практически можно использовать любой. Вместимость корпуса позволит разместить все необходимые устройства радиоуправления. В этом случае построенная модель подпадет под класс XI, «А».