О судостроении у варягов было известно очень мало, но после того, как в Норвегии нашли несколько хорошо сохранившихся дракаров, построенных в III—IV веках нашей эры, археологи и инженеры детально ознакомились с конструкцией варяжских судов, составили их подробные описания и чертежи.
Дракары, построенные из прочного дерева, были наборными, беспалубными судами. Прочная килевая балка, шпангоуты и штевни составляли скелет судна. Банки для гребцов, проходящие от борта до борта, усиливали поперечную прочность. Палубы на дракарах не было, но в носу и корме устраивались небольшие площадки.
Размеры найденного археологами варяжского судна: длина наибольшая 23,4, длина по ватерлинии 20,5, ширина наибольшая 5,0, ширина по ватерлинии 4,18, осадка 1,0, высота надводного борта 0,7 м. Водоизмещение 28,4 м3, коэффициент общей полноты 0,33, метацентрическая высота 2,14 м.
Образования подводной части корпуса судна позволяли ему успешно маневрировать носом и кормой.
По свидетельству старинных рукописей, варяжские суда были богато украшены. На носу укреплялась резная позолоченная голова дракона; иногда покрывали позолотой мачты; паруса и снасти были красными. Подвесной руль на варяжских судах отсутствовал, вместо него в корме прикреплялись два широких весла (по одному с каждого борта). На судне имелась одна съемная мачта-однодеревка, которую ставили только при попутном ветре, обычно же движение судна осуществлялось с помощью весел; количество гребцов (16—20) зависело от размеров судна.
Мачта крепилась на днище, с бортов она поддерживалась вантами, спереди и сзади — штагами. На топе мачты крепилась флюгарка для определения направления ветра, и фонарь, зажигавшийся с наступлением темноты.
Варяги применяли четырехугольный парус (холщовый или из кож морских животных), привязанный к рее. Иногда паруса украшались изображениями гербов, вышитых золотом и цветными нитками, и окрашивались в красный и голубой цвета. В нижних углах паруса были ввязаны блоки, через которые проходили снасти для маневрирования. Такелаж и снасти плели из тесьмы, нарезанной из тюленьей или моржовой кожи. На каждом судне был флаг, который поднимался на древке с правого борта в носу. На военном флаге изображался дракон, на мирном — ягненок. На флаге короля Свена был вышит черный ворон.
Для стоянки судна варяги применяли железные якоря со штоком, которые размещались обычно на палубе в носу. Иногда якоря подвешивались на кран-балках. На больших судах имелось два якоря, на малых ограничивались одним.
Более поздние варяжские суда имели в корме деревянную башню с платформой для стрелков. На некоторых судах был железный пояс, оканчивающийся тараном для нанесения неприятельскому судну повреждения.
Модель варяжского судна в постройке менее сложна, чем греческая триера. На рис. 117 показаны виды готовой модели сбоку, сверху и с носа, и даны сечения. На рис. 118 приведены шаблоны шпангоутов, продольный разрез и вид сверху, показана конструкция корпуса модели, кроме того, изображены детали: руль, степс, весла, щиты, утка (в увеличенном масштабе).
Опытный моделист может строить модель длиной 240 мм, но можно, конечно, увеличив соответственно шаблоны, строить дракар большего размера. Для моделистов, желающих построить более точную модель варяжского судна на рис. 119 даны корпус теоретического чертежа, ватерлинии, вид сбоку, продольный разрез, вид сверху и сечение в средней части, выполненные по материалам археологов, нашедших подлинное варяжское судно и сделавших точные чертежи (на рис. 119 они приведены в масштабе 1:100). Корпус модели можно выдолбить из дерева.
В качестве материала годится сосна или дерево других пород, в том числе и ценных; так как это настольная модель, относящаяся к классу XIII, «А», то при наличии других материалов — пластмассы, слоновой кости, черепахового панциря — их также можно использовать для постройки.