История развития судостроения в Китае уходит в глубь веков. Необычайно велико было разнообразие судов. Одни плавали по бесчисленным рекам и озерам, другие уходили в море и достигали берегов других стран. Размеры китайских судов были очень большими. В некоторых старинных летописях сказано, что строились корабли, на которых размещалось до тысячи человек команды и пассажиров. Трюмы этих судов имели водонепроницаемые переборки, что обеспечивало непотопляемость и безопасность плавания. В XV веке нашей эры в Китае был широко известен флотоводец и мореплаватель Чжен-Хэ. Он составил подробный морской атлас, на картах были нанесены морские пути, острова, рифы, удобные бухты для стоянки судов. На протяжении более 200 лет этим атласом широко пользовались в Азии. Китаю мореплавание обязано изобретением компаса.
По свидетельству китайского историка XV века, на морях, омывавших берега Китая, было опасно плавать не только из-за бурь и штормов, но и потому, что многочисленные пираты нападали на торговые суда, направлявшиеся в Индию, Индонезию и другие страны. Пираты на своих быстроходных парусных джонках безнаказанно останавливали купеческие суда, отбирали товары и ценности, а суда сжигали. Для борьбы с пиратами и охраны судоходства китайские кораблестроители создали много разнообразных судов, которые по своим мореходным и маневренным качествам не только не уступали пиратским джонкам, но превосходили их. На этих судах служили китайские офицеры. Морской устав требовал от них знания «ветров и облаков, стран и путей к ним ведущих, умения идти как по ветру, так и против ветра. Команда должна знать, как обойти рифы, уметь надежно управлять судном, содержать его в чистоте и порядке. Порох всегда держать сухим и в любой момент открыть огонь по врагу, и, если встретится пиратское судно, смело идти на него и потопить его, и до тех пор находиться на месте, пока не успокоится море и не станет гладким, как зеркало, и даже ряби никакой на нем не будет».
Такое судно имело плоский штевень, прямостенный корпус, деревянные якоря и паруса, сделанные из рисовой соломы — циновок. На судне устанавливались две мачты, крепившиеся вантами и штагами. Паруса имели бегучий такелаж. На палубе на деревянных лафетах стояли пушки (по шести и более с каждого борта). На площадке в носу устанавливалась пушка меньшего калибра. В корме устраивалась площадка, на ней располагались матросы перед рукопашной схваткой с вражеским судном. Окраска корпуса судна и парусов была самой разнообразной — красный, черный, желтый и другие цвета применялись без всякого ограничения. Для устрашения противника на носу вблизи форштевня часто рисовали глаз.
В качестве образца приведены чертежи модели морской боевой джонки начала XIX века длиной около 36, шириной 7,5 и осадкой 3,6 м. Корпус дан по грузовую ватерлинию, т. е. без подводной части. Размеры рис. 122 позволили расположить на нем лишь вид сбоку и с носа, вид сверху модели китайской боевой джонки дан на рис. 123. Там же показаны шаблоны шпангоутов, продольный разрез модели, разрез вблизи мачты, сечение по 4-му шпангоуту и вид с кормы; на рис. 124 изображены якоря, пушка, и показаны приемы сборки модели.
Материалы для изготовления модели: дерево, фанера, нитки, немного цветного шелка, краски. Можно сделать модель и из ценных пород дерева, кости, пластмасс. Рекомендуется делать настольную модель в масштабе 1:1 по отношению к чертежам, приведенным на рис. 122, 123 и 124.
Флаги, их форма и рисунки на них могут быть и иными, чем изображенные на чертежах. Класс построенной модели — XIII, «А».