В 1947 году весь мир облетела необычайная новость — норвежский ученый-этнограф Тур Хейердал с пятью товарищами, на плоту, каким пользовались тысячи лет тому назад древние инки — жители Южной Америки, совершил плавание от берегов Перу к островам Полинезии. На примитивном плоту, связанном из 9 больших бальзовых деревьев, с четырехугольным парусом, отважные исследователи проплыли за 100 дней по океану почти 8000 км, используя постоянные течения и попутные ветры.
Древние плоты инков строились из бальзовых деревьев, растущих в тропических лесах Эквадора. Когда в XVI веке в тех краях появились испанцы, они увидели плоты, на которых плавали местные жители не только по рекам, но и в море; плот по-испански — бальза, это слово закрепилось за деревьями, из которых связывали плоты.
В сухом состоянии древесина бальзы легче пробки примерно в 2 раза. Она хорошо обрабатывается, не раскалывается. По высоте бальзовые деревья достигают 20—25 м, а в диаметре 75—90 см. Деревья имеют гладкий ствол, крону и большие зеленые листья.
Плот, построенный Хейердалом по рисункам древних инков, был сделан точно, как делали их 1500 лет назад. Бревен было 9, самое длинное из них — 14-метровое было положено в средину, по обе стороны от него симметрично были уложены остальные 8 бревен. Крайние бревна длиной 10 м, соединенные вместе в носовой части, образовывали треугольник, что облегчало движение плота. В корме три средних бревна немного выступали, на этом месте крепилась колода с гнездами для уключин кормового весла, заменявшего руль. Все бревна были связаны растительным тросом диаметром 30 мм. Поверх бревен и поперек них были укреплены с промежутками около метра тонкие бальзовые жерди-ронжины. Сверху была настлана палуба из расщепленных бамбуковых стволов, прикрепленных концами к ронжинам. На палубе закрепили циновки, сплетенные из молодых побегов бамбука. В нескольких местах, там, где между бревнами имелись щели, укрепили пять сосновых досок толщиной 25 мм и шириной 60 см, погруженных в воду на полтора метра. Доски закреплялись с помощью клиньев и веревок и служили как бы килями плота. Такого рода кили существовали на всех старинных инкских плотах и предназначались для того, чтобы плот не очень сильно сносило ветром и течением с курса.
Посередине плота, несколько ближе к корме, была установлена каюта из бамбуковых жердей; стены ее сплели из бамбуковых побегов, а крышу сделали из бамбуковых планок и глянцевитых банановых листьев, уложенных один на другой, наподобие черепицы.
Перед каютой установили мачту, сделанную из мангрового дерева, твердого, как железо; в корме была небольшая мачта. Мачты стояли наклонно по отношению одна к другой, верхушки их связали крест-накрест. Большой четырехугольный парус укрепили на рее, сделанной из двух бамбуковых стволов, связанных вместе для прочности.
На верхней части мачты устроили наблюдательную площадку. Вдоль каждого борта уложили бальзовые жерди, обеспечивавшие опору для ног. На парусе нарисовали изображение легендарного Кон-Тики — вождя полинезийцев.
Армада таких плотов в далекие времена, по мнению Т. Хейердала, пересекла Тихий океан и тысячи людей высадились на островах Полинезии.
Все необходимые чертежи модели перуанского бальзового плота показаны на рис. 109 (примерно в одну десятую натуральной величины настоящего плота «Кон-Тики»). Размеры всех деталей модели плота выдержаны в том же масштабе; размеры деталей можно брать с рисунка без всяких изменений.
Материалы для постройки: дерево, бамбук, бумага, нитки, кусочек шелка для паруса, солома (если циновку делать, как настоящую). Окраску бревен, брусьев и других деталей производите бейцем. Крышу сделайте из чертежной бумаги, ее можно покрасить гуашевой или акварельной краской. Изображение Кон-Тики надо перевести на кальку, а потом уже с кальки на парус.
Построенная модель перуанского плота классифицируется как настольная миниатюра и обозначается: XIII класс «А».