Свое название крейсер получил в память парусного 44-пушечного фрегата «Аврора», построенного в 1835 году на Охтинской верфи в Петербурге. В 1853 году, в походе из Кронштадта в Тихий океан, «Аврора» была застигнута известием о начале войны, объявленной России Англией и Францией. Остановившись в бухте Каллао, фрегат оказался во вражеской ловушке, так как там уже находились французские и английские корабли. Однако 14 апреля 1854 года, после одиннадцати дней нахождения в бухте, «Аврора» под командованием капитан-лейтенанта Изыльметьева, воспользовавшись туманом и умело маневрируя, покинула бухту. На полном ходу, под всеми парусами, корабль оторвался от вражеских судов, которые даже не рискнули атаковать храбрецов. «Аврора» успешно завершила свой поход, прибыв на дальний форпост на востоке России — порт Петропавловск-на-Камчатке. Вскоре город подвергся нападению соединенной англо-французской эскадры, но матросы с «Авроры» вместе с солдатами гарнизона отстояли город. Когда был заключен мир, фрегат вернулся в Кронштадт.
Бронепалубный крейсер «Аврора» вступил в строй русского военно-морского флота в 1903 году. Он строился на верфи Нового Адмиралтейства в Петербурге руками русских рабочих и по проекту русских инженеров-кораблестроителей.
Размеры крейсера: длина 126,8, ширина 16,7, осадка носом 6,4, кормой 7,3 м, водоизмещение 6731 т. Три паровые машины общей мощностью около 12 000 л. с. вращали три гребных винта, сообщавших крейсеру скорость хода до 20 узлов. Вооружение «Авроры» состояло из восьми 152-мм орудий, установленных на верхней палубе, двадцати четырех 75-мм, восьми 37-мм пушек и трех торпедных аппаратов.
Боевое крещение крейсер «Аврора» принял в Цусимском бою в 1905 году. В числе немногих уцелевших и не попавших в японский плен кораблей «Аврора» в 1906 году возвратилась в Россию. В последующие годы крейсер, совершая походы с воспитанниками Морского корпуса, плавал в Атлантическом океане, Средиземном море, Индийском океане и Балтике. В годы первой мировой войны крейсер нес дозорную службу в Финском заливе. В феврале 1917 года «Аврора» ремонтировалась на Адмиралтейском заводе. Когда началась революция, матросы выбрали судовой комитет и присоединились к рабочим Петрограда. Команда «Авроры», руководимая большевиками, оказалась в первых рядах борцов против самодержавия.
Незадолго до исторических октябрьских дней в Смольный — штаб пролетарской революции были вызваны представители революционных моряков «Авроры». 24 октября 1917 года судовой комитет получил приказ Петроградского Совета привести корабль в боевую готовность и ошвартоваться на Неве, чтобы быть готовым обстрелять Зимний дворец, где засело контрреволюционное Временное правительство.
В 21 час. 45 мин. 25 октября 1917 года на мачте Петропавловской крепости вспыхнул красный огонь. Это был условный сигнал об открытии огня. Из бакового орудия прогремел выстрел — весть о том, что моряки «Авроры» готовы поддержать последний натиск рабочих, солдат и моряков, штурмовавших Зимний дворец. Вооруженное восстание в Петрограде победило.
После Октябрьской революции на «Авроре» проходили практику курсанты военных училищ. В 1927 году ЦИК СССР наградил крейсер «Аврора» как отдельную войсковую часть военно-морского флота орденом Красного Знамени. В 1948 году Краснознаменный крейсер «Аврора» был установлен на вечную стоянку у Петроградской набережной и передан Нахимовскому училищу.
На крейсере имеется музей, посвященный героическим дням Великого Октября.
Модель легендарного крейсера «Аврора» может быть выполнена из любого материала. Модель можно построить как настольную, самоходную, с любым двигателем.
На рис. 130 изображен общий вид и вид сверху модели крейсера в масштабе около 1:400. На рис. 132 дан теоретический чертеж в масштабе 1:200, очертания носовой и кормовой оконечностей, расположение и форма руля, гребных валов и винтов. В случае, если будет решено строить модель в масштабе 1:100, то теоретический чертеж потребуется увеличить в два раза. Чтобы получить наиболее точную форму корпуса, приведены очертания 21 шпангоута, 4 ватерлиний и палуб: батарейной, верхней и полубака; для контроля при проверке корпуса проведены 3 батокса.
На рис. 131 изображены несколько узлов: район дымовых труб, кормовой командный мостик, носовая рубка, кормовая рубка, ряд деталей (некоторые нарисованы в увеличенном масштабе).
В зависимости от размеров построенная модель легендарного крейсера «Аврора» может быть отнесена к I классификационной группе, в этом случае ее масштаб — 1:100 или 1:150; модель должна быть самоходная с механическим двигателем, с соответствующей масштабной скоростью и наименьшей дальностью плавания 50 м. Настольная модель при длине до 254 мм относится к XIII, «А» классу, а сделанная в масштабе 1:100, к XIII, «В» классу.