Размеры трирем: длина около 25, ширина 4, осадка 1 м, коэффициент общей полноты около 0,45, водоизмещение 45—50 т.
Так как основным движителем были весла, то на триреме размещалось 90 гребцов — по 45 с каждого борта — 15 в ряду. Кроме того, на судне было 10 матросов и не менее 20 воинов, а всего — около 120 человек. Строили подобные суда и больших размеров, водоизмещением до 100 т, количество гребцов, матросов и воинов на них превышало 200.
По борту триремы проходила площадка — транос, по краю которой располагались уключины верхнего ряда самых длинных весел; на банках сидели гребцы (траниты). Средний ряд весел проходил через отверстия в бортах; гребцы этого ряда назывались зигитами; в трюме у самого борта на специальных банках находились гребцы нижнего ряда — таламиты, весла у них были самые короткие. Введение траноса в конструкцию древнегреческих судов повысило их продольную прочность, позволило увеличить длину весел верхнего ряда. На траносе могли находиться воины во время сближения с неприятельским судном и его абордажа. Кроме того, при столкновениях с другим судном транос ломался первым, предохраняя тем самым от повреждения основной корпус триремы.
Скорость хода трирем на коротких переходах при работе всех гребцов в тихую погоду достигала 7—8 узлов. На длительных переходах она не превосходила 4—5 узлов в дневное время; в течение суток средняя скорость составляла 2—3 узла.
Триремы были гребными судами, однако они имели одну мачту, на которой при благоприятном и небольшой силы ветре поднимался на рее четырехугольный парус из ткани. Управление парусом было весьма примитивное, маневрировать судном древние мореплаватели не могли. Управление триремой, повороты, удержание на курсе осуществлялись с помощью двух больших широких весел, прикрепленных по бортам в корме.
Морские переходы на триремах совершались только в тихую погоду и вблизи берегов. Так как их продольная прочность была недостаточной для плавания в шторм, эти суда иногда разламывались на волне. Надводный борт их также был очень мал, в свежую погоду триремы заливало водой. По существу это были суда прибрежного плавания, — как только в море появлялись волны, триремы должны были отстаиваться в укрытых бухтах и выходить в плавание, когда прекратится сильный ветер и море успокоится.
Модель древнего греческого судна — триремы (или триеры) весьма трудоемка, ее изготовление под силу лишь опытному моделисту. На рис. 114, 115 и 116 даны подробные чертежи; на заставке дан рисунок древнего судна, взятый со старинной вазы, найденной при раскопках в Греции.
На рис. 114 показан вид модели сбоку и сверху; показана также окраска отдельных частей модели и для контроля намечены номера сечений шпангоутов. На рис. 115 изображен корпус теоретического чертежа (16 сечений), расположение банок для гребцов, парус, сечение по диаметральной плоскости и разрез по шпангоуту А—Б в районе мачты. На рис. 116 показан общий вид собранной модели и отдельные, наиболее сложные узлы и детали.
Какого же размера строить модель? Если взять за основу чертеж модели, изображенный на рис. 114, то теоретический чертеж корпуса (рис. 115) надо уменьшить вдвое. Построить такую миниатюрную модель длиной около 280 мм будет довольно трудно, учитывая большое количество мелких деталей. Поэтому нужно взять за основу корпус теоретического чертежа, тогда модель окажется в два раза больше, т. е. ее длина будет около 560 мм, и все детали изготавливать будет проще.
Модель триремы может быть сделана из дерева обычных и ценных пород или кости, пластмасс, если моделист обладает соответствующими навыками обработки этих материалов.