Сначала лодки делали из связок тростника, обильно растущего в реке, затем начали строить суда из акации (других пород дерева в древнем Египте не было). Из стволов акации вырезали планки длиной примерно 0,6 м, которые с помощью замков-шипов соединялись одна с другой, образуя основание судна.
Киля, шпангоутов, форштевня и ахтерштевня эти суда не имели. Щели между планками конопатили папирусом и заливали смолой. Такое судно было небольшим по размерам и не очень прочным. Приводилось оно в движение с помощью нескольких весел, иногда, при попутном ветре, ставился парус. Руля не было, его заменяло кормовое весло. Постепенно размеры судов увеличивались, что, в свою очередь, требовало повышения их продольной и поперечной прочности. Для этих целей судно в верхней части обвязывали прочным толстым жгутом, свитым из папируса, а с носа на корму в диаметральной плоскости натягивали такой же канат, поддерживаемый специальными подпорками. Длина описанных судов не превышала 5—6 м, ширина 1,5—2,0 м, осадка достигала 1 м.
В дальнейшем, по мере развития мореплавания, возрастала потребность в более прочных и вместительных судах. В Египет из других стран, в частности из Сирии, привозили более подходящий строительный материал — стволы кедровых деревьев. Стволы разделывались на доски и бруски. Совершенствовалась конструкция египетских судов, хотя их форма продолжала оставаться прежней. Появились носовой и кормовой брусья, на них были сделаны шипы, куда входили доски, образующие борта. Уменьшился носовой свес, рулевые весла (иногда по одному с каждого борта) были большего размера и прочно закреплялись в специальных уключинах. На таких судах впервые были применены бруски-распорки от борта до борта, соединенные с верхней бортовой доской.
В результате этих нововведений увеличилась поперечная прочность судна, что позволило отказаться от обвязки его канатом, однако продольная прочность все еще была недостаточна, и трос на подпорках в диаметральной плоскости продолжал оставаться. На носу и в корме имелись небольшие площадки, используемые при швартовке.
На судне ставили мачту с прямым парусом с нижним и верхним реями. Якорем служил камень, обвязанный канатом. Водоизмещение некоторых египетских судов достигало 60—80 г, но строились и более крупные суда для перевозки строительных материалов, каменных блоков для пирамид, обелисков, саркофагов. Общий вид древнего египетского судна показан на рис. 112.
Изготовление модели египетского судна требует умения, аккуратности, терпения и времени. На рис. 113 даны шаблоны, схемы крепления мачты, кормовых весел и жгута, проходящего в диаметральной плоскости судна, и других деталей. Там же в аксонометрической проекции показана модель судна.
Корпус модели можно сделать монолитным из цельного куска дерева. Рангоут — мачту, реи, весла сделайте из бамбука, а лопасти весел — из тонкой авиационной фанеры. Можно, конечно, построить эту модель и из ценных пород дерева, пластмассы, кости. Такелаж делают из шелковых ниток или капроновой лески. Если модель будет построена по чертежам без увеличения размеров, то она будет соответствовать группе XIII, классу «А» Единой Всесоюзной классификации морских моделей.