Швартовное устройство (рис. 33) располагается на верхней палубе, как правило, в оконечностях судна и включает швартовы, кнехты, бросательные концы (легости), киповые планки, швартовные клюзы, вьюшки.
Давайте кратко ознакомимся с некоторыми из них.
Гибкие эластичные тросы, о назначении которых вам уже известно,— это швартовы. Изготовляют их из растительных, стальных или синтетических канатов. Они должны быть, по возможности, легкими, гибкими, прочными, эластичными (мягкими) и износоустойчивыми.
В числе растительных — пеньковый канат. Он достаточно прочный, но малоэластичный. Сизальский — и прочен, и гибкость у него хорошая, к тому же и вес имеет небольшой. Но при низких температурах прочность его снижается. Лучшим канатом среди растительных считается манильский — износоустойчивый, гибкий и, что важно, нетонущий.
Применяются растительные швартовые средства в основном на судах, перевозящих огне- и взрывоопасные грузы. А почему — догадаться нетрудно. Ведь при швартовных работах может возникнуть искрообразование, а вслед за этим — пожар или взрыв. Толщина растительных канатов от 50 до 350 мм.
Хотя стальные тросы малоэластичны и тяжелы, зато у них высокая и прочность, и износоустойчивость. Такой трос свивается из оцинкованной проволоки, а для увеличения гибкости в нем есть один или даже несколько сердечников из пеньки. Диаметр стальных канатов небольшой — до 35 мм.
Широкое распространение получили сейчас синтетические канаты из капрона (нейлона). Они износоустойчивы, прочны, эластичны, имеют небольшой вес. Однако при растяжении — удлиняются, теряют частично прочность под воздействием солнечных лучей, и, случается, при проскальзывании такого каната через кнехты возникают искры статического электричества. От 8 до 64 мм — таковы диаметры капроновых тросов.
У всех швартовных канатов на конце, который выбрасывается за борт, есть огон — петля. Ее накидывают на мощную береговую тумбу — пал. И таким образом судно «привязывается» к причалу. Точно так же происходит и швартовка двух или нескольких судов. При этом конец троса — огон подают на палубу соседа, а там его укрепляют.
Металлические тумбы, на которых крепятся судовые концы швартовов, называются кнехтами (рис. 34). Они бывают стальные или чугунные, а на малых судах — и из легких сплавов. Для большей надежности крепления швартов навивается на кнехт четырьмя-пятью восьмерками. Кнехты располагают вдоль по бортам на специальные фундаменты и укрепляют их болтами, в других случаях — вваривают в корпус судна.
Киповые планки (рис. 35) направляют швартовы на кнехты и ограничивают боковое смещение тросов. Устанавливаются они у борта вдоль судна на некотором расстоянии в нос или в корму от кнехта. Благодаря этому усилие натяжения швартова воздействует на кнехт примерно вдоль него, что обеспечивает большую эффективность.
Изготавливаются эти планки из стального литья и сварные. Через планки с вращающимися барабанами (роульсами), уменьшающими износ канатов, можно одновременно подавать два швартова.
Швартовные клюзы, представляющие собой окантовку вырезов в фальшборте, служат для пропуска канатов на кнехт. Эти клюзы (они бывают стальные или чугунные литые, а также стальные сварные) предохраняют фальшборт от поломки, а швартовы — от перетирания. Так же как и киповые планки, клюзы устанавливают несколько в стороне от кнехта.
И, наконец, о швартовных вьюшках. Используют их для хранения стальных швартовов по-походному. Наматывается швартов на барабан вьюшки, диаметр которого должен быть величиной не менее 20 диаметров швартова.