Эти шлюпки, главным образом, предназначены для спасения людей во время аварии или гибели судна. Их используют и для сообщения с берегом, а также для мойки и окраски бортов, осмотра рулевого устройства, завоза якорей.
На судне шлюпки располагают так, чтобы избежать воздействия моря. Как правило, их устанавливают по обоим бортам, а на небольших судах — в ДП или же с одного борта.
Количество шлюпок зависит от назначения судна и числа людей.
Например, почти на всех пассажирских судах шлюпки с каждого борта должны обеспечить прием половины всех людей, находящихся на данном судне. На грузовых судах требования еще выше, а именно: здесь место в шлюпке должно быть обеспечено каждому члену команды.
Суда прибрежного плавания (кроме танкеров) вообще не имеют шлюпок: вместо них иногда устанавливают специальные плоты. Ко всему этому надо добавить, что суда, имеющие шлюпки, располагают еще и спасательными средствами коллективного и индивидуального пользования.
Шлюпки по своему назначению делятся на спасательные, рабочие и специальные (например, зверобойные, грузовые и др.).
Различают шлюпки и по материалу постройки. Деревянные шлюпки (рис. 41, а) наиболее сложны в изготовлении и требуют тщательного ухода в эксплуатации. Металлические (рис. 41, б, в) проще в изготовлении, их и хранить легче. Бывают они стальные и из легких сплавов. Первые чаще всего относятся к рабочим и специальным, а вторые — к спасательным. Самое широкое распространение получили, благодаря легкости, прочности и долговечности, пластмассовые шлюпки.
Подразделяются последние и по роду привода. Это — гребные, с ручным приводом и моторные.
Спасательные шлюпки обносят снаружи по борту спасательным леером. А на днищевой части, в районе скулы, устанавливается решетчатый скуловой киль, за который, как и за леер, могут держаться люди, если шлюпка «утонула» или перевернулась. Появились в последнее время и шлюпки с повышенной остойчивостью, которая не позволяет им плавать вверх килем. Сама, без посторонней помощи, такая шлюпка, перевернувшись, возвращается в нормальное положение.
Длина спасательных шлюпок — от 6,5 до 9,5 м, а вмещают они от 25 до 95 человек. Однако и это не предел, ведь максимальная вместимость шлюпок до 150 человек, а максимальная масса шлюпки с людьми и снаряжением 20,3 т. Скорость хода у моторных шлюпок около 4 узлов.
Есть специальные устройства — шлюпбалки, при помощи которых вываливают шлюпки за борт и поднимают их на судно. Конструктивно они делятся на поворотные, заваливающиеся и гравитационные (гравитация — тяжесть). Как правило, каждая шлюпка обслуживается двумя шлюпбалками.
На рисунке 42 показаны поворотные шлюпбалки. Устанавливают их на малых судах и, вполне понятно, спускают за борт или поднимают на судно небольшие шлюпки, обычно рабочие. Со шлюпками, масса которых превышает 2300 кг, «работают» заваливающиеся шлюпбалки (рис. 43). Вываливание за борт происходит при вращении вручную рукоятки редуктора. А в последний ввинчивают два винта с ленточной резьбой из трубы затяжки. Удлиняясь, эта затяжка выводит стрелу шлюпбалки вместе с грузом за борт.
Незаменимыми в аварийных ситуациях, когда, скажем, на судне нет никакой энергии для вращения лебедок, являются гравитационные (скользящие) шлюпбалки (рис. 44). Дело в том, что спуск шлюпок они производят автоматически, под действием тяжести после отдачи стопора.
Так называемые ростр-блоки применяются при поворотных и заваливающихся шлюпбалках. Служат они для установки и крепления шлюпок по-походному. На стреле большинства гравитационных шлюпбалок есть специальные упоры, на которые опираются шлюпки. Обычно их устанавливают на два рост-блока.
Во время качки шлюпки могут срываться со своих мест, поэтому их крепят на рост-блоках или шлюпбалках по-походному при помощи найтовов, которые состоят из треугольного рыма (скобы), прикрепленного к палубе. К нему тросовым талрепом крепится отрезок такелажной цепи. А последняя при помощи специальных захватов крепится к шлюпке. Чтобы найтовы не соскочили с планшира, захваты обоих бортов соединяют стяжкой. Для быстрой отдачи найтовов в них вставляют глаголь-гаки.
Шлюпочная лебедка обслуживает, как правило, пару шлюпбалок. Они бывают ручные и электрические. В обоих случаях вращение барабана осуществляется через редуктор.
Выше мы уже говорили о том, что, кроме шлюпочных устройств, на судах есть спасательные средства коллективного и индивидуального пользования.
К первым относятся надувные плоты. Их делают из многослойной прорезиненной ткани или из синтетических материалов. К плоту, для заполнения его газом, прилагаются баллоны с углекислотой, смешанной с некоторым количеством азота. Хранится этот плот в походном положении на палубе в специальном контейнере. При сбрасывании плота за борт или при всплытии после гибели судна специальный шкерт (он закреплен на судне) натягивается и открывает баллон. Через 0,5—2 мин плот уже надут. Вместимость таких плотов от 6 до 20 человек.
Бывают плоты и металлические (рис. 45, а) — из стали или, что гораздо чаще, из легких сплавов. Они имеют прямоугольную форму, а форма поперечного сечения камеры плавучести может быть и круглой. Эти плоты имеют специальные убирающиеся дуги для натягивания тента, а по их периметру с наружной стороны проходит спасательный леер. Если отдать стопор с верхних палуб, где плоты устанавливают на специальных наклонных направляющих, они падают на воду.
Встречаются и пластмассовые плоты, аналогичные по своей форме и устройству металлическим.
Что же касается индивидуальных средств, то это — специальные жилеты, костюмы и круги (рис. 45, б, в). Тот из вас, кто плавал на любом судне, безусловно, видел спасательные круги. Изготовляются они из кусковой пробки или пластмассы. Кстати, как и жилеты.
Каждое судно имеет определенное количество кругов и жилетов, что зависит от категории его плавания. Например, на обычных судах число жилетов соответствует числу всей команды, а на пассажирских — общему количеству всех людей, находящихся на судне, плюс еще пять процентов.
В спасательных костюмах-комбинезонах, обладающих необходимой плавучестью и сохраняющих тепло, обычно производят аварийно-спасательные работы.