Стойки стационарного ограждения обычно привариваются к палубе, а съемного — крепятся в специальных башмаках и стопорятся штырями. Такое ограждение делают отдельными секциями и устанавливают в тех местах судна, где его, при производстве каких-либо работ, могут повредить, или же это ограждение мешает выполнению самих работ,
У заваливающегося ограждения леерные стойки могут принимать горизонтальное положение, а тросовый леер удерживает стойки в вертикальной плоскости. Такое ограждение встречается обычно вблизи грузовых люков и в местах установки шлюпок. Оно может быть кованое или изготовленное из полосовой стали. Устанавливают стойки не более полутора метров одна от другой.
Поручни делают из труб, диаметр которых 27—42 мм. По верху леерных стоек на металлическую полосу укладывают планшир из твердых пород дерева, что, как правило, делается вместо трубчатых поручней на пассажирских судах. Леера делают из труб диаметром 17—22 мм. Для заваливающегося ограждения применяют и тросовый леер.
Есть на судах — в коридорах, ванных комнатах — штормовые поручни. Устанавливаются они на специальных кронштейнах и особенно удобны при качке судна.
Существуют еще и штормовые леера. Они делаются из растительного троса окружностью не менее 50 мм и протягиваются на открытых палубах во время шторма.
Высота леерного ограждения достигает 750—1100 мм. Расстояние между леерами 230—380 мм, а между палубой и первым леером — не более 230 мм.
Тентовое устройство служит для защиты людей, находящихся на палубе, от солнца и дождя. Бывает оно стационарным и разборным. Стационарное — это металлический каркас, к которому крепятся плиты цветного стеклошифера. Делают тент из тонких досок, покрытых сверху толстой парусиной, подкрашенной масляной краской. Разборное бывает двух видов — с рейками и тросовое. Первое состоит из тентовых стоек, которые устанавливают в средней части открытого участка палубы и по ее краям. Рейки укладывают на стойки вдоль и поперек судна, крепя к обушкам стоек или вставляя в специальные гнезда.
Стальной трос, натягиваемый вместо реек, и тентовые стойки составляют тентовое устройство. Здесь используется парусиновый тент, а крепят его пеньковыми шкертами. Если же нет специального тентового устройства, то тент ставят «шатром».
Буксирное устройство бывает на судах, выполняющих буксирные работы. Но при соответствующих обстоятельствах и любое другое судно должно иметь возможность стать буксирным или буксировать другое судно. Ясно, что для этого необходимы определенные элементы оборудования. Располагаются они так: те, что предназначены для буксировки самого судна, находятся в носовой части, а те, с помощью которых выполняются буксировочные работы, — в кормовой.
Общее расположение буксирного устройства и его деталей показаны на рисунках 39 и 40.
Как и швартовы, буксирный трос для связи буксировщика с буксируемым судном, может быть растительным (пеньковым, сизальским или манильским), стальным и синтетическим.
Самые надежные, а значит, и самые распространенные — стальные. Их диаметр зависит от мощности буксировщика и равен 24—66 мм. Практичны и синтетические канаты. Они упруги, в два раза легче стальных и в три-четыре — пеньковых, при волнении лучше гасят рывки.
Как правило, у каждого буксировщика есть два троса: один — для буксирной лебедки, второй — для такого же гака. Лебедки служат для буксировки судов в море на длинном и коротком буксире, а также для регулирования длины троса и хранения стального троса, по-походному.
На длинном буксире трос проходит с лебедки через кормовой клюз на буксируемое судно. А при буксировке на коротком он идет оттуда же на направляющий блок, который расположен в районе буксирного гака, и затем уже — на буксируемое судно.
Назначение буксирного гака — крепить и быстро отдавать трос. Чтобы уменьшить величину кренящего момента, возникающего при боковом натяжении троса, гак располагают по высоте как можно ближе к палубе. Его снабжают приспособлением, которое позволяет отдать трос за борт, если боковое натяжение троса создало опасный угол крена буксировщика.
Огон (петлю) троса при буксировке накладывают на гак, а другой конец подают на буксируемое судно.
Так называемые буксирные арки служат для защиты людей, которые могут оказаться на палубе в кормовой части буксировщика. Необходимы они также и для предотвращения провисания троса при его ослаблении и повреждения им расположенного на палубе оборудования.
Буксирный клюз ограничивает боковое перемещение троса во время буксировки. Устанавливается он в корме и используется обычно при буксировке на длинном буксире.
Мощные стальные тумбы, связанные с набором судна,— это битенги. Ими — носовыми и бортовыми — крепят на буксируемом судне трос и швартовы.
Отбойное устройство, представляющее собой стационарный мягкий кранец, набитый различными мягкими материалами и оплетенный снаружи пеньковым канатом, предохраняет корпус буксирного судна от ударов носа или кормы буксировщика. Применяются с этой же целью и литые резиновые кранцы.