У перекрытия без второго дна (рис. 17) в ДП устанавливается вертикальный киль по всей длине корпуса. В оконечностях судна он прочно соединяется с форштевнем и ахтерштевнем. Параллельно этому килю, на расстоянии 1000—2250 мм, стоят днищевые стрингеры. На каждом шпангоуте устанавливают флоры. Соединяются они со шпангоутами при помощи скуловых книц. Днищевый набор у продольных и поперечных переборках разрезают и крепят к ним с помощью книц.
Конструкция днища со вторым дном показана на рисунке 18. Здесь в средней части поставлен вертикальный киль, параллельно ему с каждого борта установлены стрингеры. Последние разрезают на флорах. Установленные поперек судна по днищу флоры разрезают на вертикальном киле. Настил второго дна у борта может отгибаться вниз к скуле, образуя скуловой стрингер. Этот же настил на некоторых судах может отгибаться и вверх или подходить к борту горизонтально.
Теперь остановимся на конструкции борта. Для многих судов характерно бортовое перекрытие, как изображено на рисунке 19. Здесь обшивка поддерживается обычными шпангоутами. Если же нужно увеличить прочность перекрытий, их усиливают рамными шпангоутами и бортовыми стрингерами. Это делается обычно в машинном отделении и носовой части. Такие же усиления ставят и в грузовых трюмах. Однако следует учесть, что на сухогрузах это мешает укладке грузов, а в танках нефтеналивных судов создает «лишние» поверхности.
Рассмотрим конструкцию палубы. Раньше мы уже отмечали, что судно может иметь несколько палуб. Верхняя из них имеет продольный изгиб — седловатость, о назначении которой мы уже знаем. Кроме этого, верхняя палуба имеет и поперечный изгиб — погибь бимсов. Нижние палубы не имеют седловатости и погиби бимсов.
На рисунке 20 — верхняя палуба сухогрузного судна. Здесь много вырезов — грузовых люков, обнесенных комингсами (стальной полосой, подкрепляющей вырез). Продольный подпалубный набор состоит из балок главного направления и карлингсов, соединяющихся с перекрестными связями — бимсами и поперечным комингсом грузового люка при помощи книц. Концевые рамные бимсы, являющиеся подпалубным продолжением поперечных комингсов грузового люка, служат опорами продольному набору.
Рамные бимсы и карлингсы образуют «мертвую» зону под палубой на высоте рамного набора, которую трудно заполнить грузом. Поэтому грузовместимость трюмов при перевозке некоторых грузов используется не в полную силу.
Стенки, служащие для разделения корпуса на отсеки, называются переборками. Они делятся (по расположению) на поперечные и продольные.
Форпиковая (таранная) переборка, ограничивающая первый носовой отсек, — форпик, ахтерпиковая, ограничивающая крайний кормовой отсек, — ахтерпик, носовая и кормовая переборки машинного отделения устанавливаются на каждом морском судне. Общее же количество поперечных переборок зависит от длины корпуса.
Переборки могут быть стальные, деревянные, из легких сплавов и пластмассовые. Подразделяются они и по назначению. Так называемые непроницаемые переборки ограничивают трюмы сухогрузных судов, отсеки танкеров, а на других судах — различные отсеки и цистерны, в которых хранятся жидкие судовые запасы.
Для предотвращения распространения пожаров служат огнестойкие переборки, имеющие специальную изоляцию. Они разделяют судно на несколько противопожарных зон, а устанавливаются в основном на крупных пассажирских судах.
Чтобы разделить пространство в надстройках, рубках, а также для отдельных судовых помещений, используют выгородки.