Мы с вами знаем, что почти все суда и корабли занимаются транспортировкой различных грузов. Поэтому для выполнения погрузо-разгрузочных работ на рейдах, а также в портах, где грузоподъемность и производительность кранового оборудования не может обеспечить те или иные операции по погрузке или разгрузке, служат грузовые устройства. Они бывают со стрелами, кранами и транспортерами. Встречаются и смешанные — со стрелами и кранами. Грузовые устройства размещают на верхней палубе у люков грузовых трюмов. Их выбор зависит от рода перевозимого груза, общего расположения судна, необходимой грузоподъемности.
Вполне понятно, что главным элементом грузового устройства со стрелами является мачта, устанавливаемая в ДП судна. Если она расположена между двумя грузовыми люками, к ней могут крепиться четыре стрелы. Есть и П-образные мачты, состоящие из двух элементов.
Стрелы бывают легкие, грузоподъемностью до 10 т, и тяжеловесные (рис. 36) — до 300 т.
Важную роль в грузовом устройстве играют тросы — топенанты, грузовые шкентели, оттяжки. Топенант — это стальной трос, удерживающий стрелу под углом к горизонту и задающий определенный вылет стрелы за борт. Шкентель — трос, служащий для подъема и спускания груза. Для фиксирования стрелы в положении «под люком» или «за бортом», а также для ее перевода из одного положения в другое служат оттяжки. Их на каждой стреле бывает по две — для левого и правого бортов.
Для приведения в движение бегучего такелажа грузового устройства (совокупности всех снастей) применяют лебедки. Их устанавливают на верхних палубах или на крышах мачтовых рубок. Лебедки бывают ручные, моторные, паровые, электрические и гидравлические.
Большое распространение на судах получило грузовое устройство с кранами (рис. 37). Их грузоподъемность обычно равна 1—15 т. У крана большая подвижность, чем у стрелы. Одновременно он может поднимать или опускать груз и поворачивать стрелу вокруг вертикальной оси. При этом обеспечивается и боковое перемещение груза. Все механизмы крана смонтированы на поворотной платформе рядом с постом управления, сами же краны бывают электрические или гидравлические. Иногда применяются передвижные краны, которые перемещаются по рельсам вдоль или, реже, поперек грузовых люков.
Грузовые устройства с транспортерами применяются на судах, перевозящих руду и твердое топливо. Днище бункеров на таких судах имеет наклон к туннелю, в котором проложена транспортерная лента.