Корпус любого судна (рис. 15) — замкнутая, тонкая, водонепроницаемая оболочка, подкрепленная изнутри определенной системой балок, ребер жесткости и диафрагм.
По традиции большинство частей и элементов судна носят труднопроизносимые названия иностранного происхождения, которые должен знать каждый судомоделист.
Передняя часть судна — нос или носовая оконечность — начинается форштевнем, а задняя — корма или кормовая оконечность — оканчивается ахтерштевнем. Борта подразделяются на левый и правый.
Мы уже говорили о водонепроницаемой оболочке, то есть обшивке. Различают днищевую и бортовую обшивку. Расположенный в средней по ширине днищевой части судна обшивочный лист называется горизонтальным килем. А лист перехода днищевой обшивки в бортовую — скуловым листом. Есть еще два листа. Лист, который от бортовой обшивки примыкает к палубе, называется ширстреком; лист настила палубы, примыкающий к борту, — палубным стрингером.
Вся обшивка изнутри подкрепляется каркасом из продольных и поперечных связей — набором. Поперечные и продольные балки взаимно составляют перпендикулярные рамки, лежащие в обеих плоскостях. Днищевой поперечный набор состоит из флоров, а продольный — из днищевых балок, среди которых бывают усиленные, так называемые днищевые стрингеры. Средний стрингер на горизонтальном киле — называется вертикальным килем, стрингер на скуле — скуловым стрингером.
Шпангоуты — поперечные балки, которыми подкрепляется бортовая обшивка. В свою очередь они опираются на мощные продольные балки — бортовые стрингеры.
Поперечная балка настила палубы называется бимсом, но когда он прерывается палубным вырезом, то полубимсом. Мощные продольные подпалубные балки называются карлингсами.
В зависимости от своего размера или назначения судно может иметь несколько палуб и платформ. Последняя, в отличие от палубы, является горизонтальным перекрытием внутри корпуса, идущее не по всей длине или ширине судна.
Каждый корпус судна разделяется внутри различными переборками на отсеки. Эти переборки делаются из листов, подкрепленных вертикальными ребрами-стойками и горизонтальными балками-шельфами. Соединяющие балки набора детали называются кницами и бракетами. Первые из них — трех-, вторые — четырехугольной или близкой к ним формам. Шпация — это расстояние между шпангоутами.
Во многих случаях вдоль линии бортов устанавливают сварную конструкцию, она называется фальшбортом. Он состоит из листов с подкрепляющим набором и служит для ограждения открытых частей палуб от внешних воздействий волн и ветра.
Все элементы корпуса, о которых шла речь выше, показаны на рисунке 16.