Наш народ по праву называет свою Родину великой морской державой. У многих с детства вид матросской бескозырки и тельняшки вызывает горячее желание быть там, где закаляются воля и мужество, — среди безбрежных морских просторов. Или стать корабелом — строить океанские лайнеры и крупнотоннажные танкеры, сухогрузы и катера на подводных крыльях, крейсеры и субмарины...
Но чтобы стать отличным моряком или кораблестроителем, одного желания мало. Здесь необходимы серьезная общеобразовательная и специальная подготовка, высокие технические знания, умение быстро и в совершенстве осваивать сложную технику.
Любовь к флоту — это также и глубокое знание его истории, открытий, совершенных мореходами.
Наши предки — славяне с незапамятных времен плавали по рекам и озерам, имели отличные суда. На легких судах переходили из Балтийского в Черное море. А северные поморы и новгородцы совершали походы к берегам Швеции и Англии.
Самые разнообразные суда строились на Руси — челны, ладьи, струги, карбасы. Первые морские суда появились на берегах Ладожского озера и на Белом море еще в X веке.
Первый трехмачтовый парусный корабль—настоящее морское судно — был построен в 1669 году. А в начале XVIII в., при Петре I, был создан военно-морской флот. Россия, отвоевав выходы к Балтийскому и Черному морям, стала могучей морской державой.
Неувядаемой славой покрыли свои имена русские флотоводцы Ф. Ушаков, Д. Сенявин, М. Лазарев, П. Нахимов, В. Корнилов, С. Макаров.
Наш отечественный флот прославился не только мужеством моряков, но и отличными качествами кораблей. Многие научные подвиги и технические открытия в морском деле принадлежат России.
В начале XIX века на смену парусному приходит паровой флот. В 1837 г. в России была создана металлическая подводная лодка, в 1852 г. — самодвижущаяся мина — торпеда, в 1848 г. — пароход с гребным винтом (до того были колеса).
Броненосец «Петр Великий», построенный в 1872 г., по своим тактико-техническим данным — скорости хода, вооружению, защите — превосходил все ранее построенные. Ни в одном военно-морском флоте не было такого корабля, как русский многобашенный броненосец «Чесма» (1883 г.).
Под руководством замечательного ученого А. Н. Крылова в 1908 году у нас были спроектированы линкоры типа «Севастополь». Эти корабли стали намного мощнее английских «Дредноутов».
Об А. Н. Крылове — основоположнике школы советских кораблестроителей — нужно сказать особо. Он был выдающимся ученым самого широкого профиля: математик, механик, астроном, артиллерист, изобретатель, историк техники, педагог и общественный деятель. Но главное — непревзойденный кораблестроитель. Начав свою титаническую творческую деятельность еще при царизме, А. Н. Крылов многое сделал и для Советской страны. Верный сын Родины, он был заслуженным деятелем науки и техники, лауреатом Государственной премии СССР, академиком.
История русского флота — это не только страницы о мужестве и героизме русских моряков, не только рассказ о талантливых кораблестроителях. Это еще и большой перечень географических открытий на всем земном шаре. Достаточно сказать, что более 500 названий морей, заливов, проливов, бухт и островов, полуостровов носят имена отважных русских мореплавателей. Имена наших знаменитых мореходов известны во всем мире. В 1648 г. великий путешественник Семен Дежнев совершил исключительно трудный морской поход, обогнув крайнюю северо-восточную часть нашей страны. Он открыл пролив, отделяющий Азию от Америки. Позже этот пролив был назван Беринговым.
Чрезвычайно много сделала для географии «Великая северная экспедиция» (XVIII в.), которую возглавляли В. Беринг и А. Чириков. На карту были нанесены побережье Северного Ледовитого океана, Алеутские и Командорские острова, а также был открыт северный путь в Японию и к северо-западным берегам Америки. Среди членов этой экспедиции были прославленные мореплаватели: братья Харитон и Дмитрий Лаптевы, С. Малыгин, С. Челюскин и другие. В числе моряков-исследователей Арктики значатся не менее известные имена Ф. Литке, Г. Седова, Б. Вилькицкого.
В начале XIX в. был открыт новый материк — Антарктида. Честь этого блестящего открытия принадлежит русским мореплавателям, совершившим знаменитый поход в Антарктику под командованием капитана второго ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева. Здесь уместно отметить, что и в наше время приоритет в изучении шестого материка принадлежит советским ученым, в том числе мореплавателям.
Славные традиции русского флота с честью продолжает Военно-Морской Флот СССР, родившийся в огне сражений с многочисленными врагами нашей Родины.
В. И. Ленин говорил, что Красный флот рожден Великой Октябрьской социалистической революцией и создан партией большевиков для выполнения общих с Красной Армией задач — военной защиты социалистической страны от нападения извне.
В 1921 году на X съезде партии было принято решение о необходимости всемерно усилить наши военно-морские силы. Огромную помощь в возрождении флота оказал партии комсомол, принявший в 1922 году шефство над ВМФ. На боевые корабли были посланы тысячи лучших комсомольцев. Самоотверженно трудились советские люди на верфях и заводах, вводя в строй новые корабли.
Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для нашего Военно-Морского Флота. К историческим победам при Гангуте, Чесме и Синопе советские военные моряки прибавили блестящие операции под Ленинградом, Севастополем, Одессой, Новороссийском, Керчью, Феодосией. Линкоры и крейсеры, торпедные катера и подводные лодки показали замечательные боевые и мореходные качества.
В послевоенные годы, благодаря неустанной заботе партии и правительства, наш Военно-Морской Флот неузнаваемо преобразился. То, что недавно еще было фантастикой, сегодня — действительность.
Подводная лодка, способная с высокой скоростью обогнуть земной шар. Умнейшие электронно-вычислительные машины, «Всевидящие» средства наблюдений. Ракетоносцы...
Морской флот стал океанским. Многие корабли Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов бороздят просторы Мирового океана.
Наряду с военным растет и крепнет и торговый флот нашей страны. Ежегодно повышается выпуск грузовых судов и танкеров для морского флота, пассажирских, речных судов и судов для рыбной промышленности.
Гордость советского гражданского флота — самые мощные в мире ледоколы-атомоходы «Арктика» имени Л. И. Брежнева и «Сибирь», которые вместе с первенцем атомного флота ледоколом «Ленин» являются флагманским отрядом нашего ледокольного флота.
В 1977 году атомоход «Сибирь» совершил беспримерное плавание на Северный полюс через льды Ледовитого океана, осуществив мечту замечательного русского флотоводца С. О. Макарова, предложившего проект похода к Северному полюсу на мощном ледоколе еще в начале века.
Большой всенародной любовью пользуется флот в нашей стране. Это можно видеть на примере деятельности ДОСААФ — массовой патриотической организации, члены которой активно участвуют в популяризации технических видов спорта, в частности и моделизма. ДОСААФ многое делает для подготовки кадров будущих моряков и судостроителей. Добровольное общество проводит массовые соревнования по судомодельному спорту, организует выставки, слеты юных моделистов.
Увлекательнейшее и полезное занятие — изготовление моделей кораблей и судов, и не удивительно, что судомоделизмом в нашей стране занимаются тысячи самых разных по возрасту и профессиям людей.
Особенно близок судомоделизм вам, юным, тем, кто учится сегодня в школе. Знать все о современном флоте невозможно. Это не по плечу даже самым высокообразованным и многоопытным флотоводцам. Но каждый моряк должен знать историю флота, его характеристики и особенности.
Судомоделист тоже должен иметь некоторые познания о судах и кораблях. Ведь трудно представить человека, делающего модель судна и при этом не знающего, что это: танкер или траулер, баржа или, скажем, яхта. Но мало различать суда и корабли по их внешним признакам, надо иметь представление и о конструкции различных плавательных средств, о том, где и как строят суда.
Популярность судомоделизма велика. И поэтому не удивительно, что кружки юных судомоделистов есть во многих школах и Домах культуры, на станциях юных техников и во Дворцах пионеров.
Строительство «малого флота» — так называют модели судов — поможет вам, ребята, не только узнать, но и применить основы теории корабля.
Всякая модель начинается с чертежа, значит, вы обязательно должны уметь «читать» чертежи, разбираться в проекциях, делать эскизы, а постигнув чертежную азбуку, сделать проект по своему замыслу, выполнить его в чертежах.
Чтобы модель получилась как настоящий корабль, одной теории мало. Вы должны владеть столярным, слесарным и другими инструментами. В процессе работы вам придется делать зачистку, покраску, полировку. Сварить клей и прочно склеить детали — это тоже требует определенных навыков.
Модели, как известно, изготовляются из различных материалов. Значит, надо уметь и точить, и сверлить, и паять, другими словами — знать слесарное и токарное дело.
Идя от простого к сложному, вы как бы раздвигаете рамки своих познаний и навыков. Ведь если, скажем, вы делаете модель с электродвигателем, то в данном случае ваши занятия становятся шире, разнообразнее.
Современный корабль, будь то крейсер или пассажирский лайнер,— сложнейшее сооружение. Вполне понятно, что модель такого корабля, какой бы совершенной она не была, воспроизводит его лишь в самых общих чертах. И все же, работая над моделью, подбирая ее главные элементы и проектируя обводы, вы знакомитесь с основными законами физики и приемами проектирования кораблей. Вы также постигаете архитектуру судна, его устройство и оборудование, когда конструируете корпус и надстройки.
А когда готовая модель на воде, вы можете на практике проверить ее мореходные качества, свои расчеты и познания.
Конструкторские навыки, творческий подход к решению технических задач, умение смело экспериментировать — все это даст вам занятие судомоделизмом. Вы ознакомитесь с развитием отечественного судостроения, славной историей русского мореплавания и мореходства, с современным военным и гражданским флотом, перспективами его развития.
И когда, окончив школу, вы, ребята, идя по избранному пути, будете работать на одном из судостроительных предприятий или учиться в одном из мореходных учебных заведений, полученные вами знания на верфях «малого флота» станут большим подспорьем в работе или учебе и вообще в жизни.