На наклонных стапелях судно ставится на полозья, скользящие по наклонной поверхности спусковых дорожек. Спуск может выполняться или в продольном направлении, когда судно входит в воду кормой вперед, или в поперечном направлении, в этом случае судно входит в воду бортом.
Строительный док представляет собой котлован, отделенный от водной акватории воротами или плавучим затвором, носящим название батопорт. Батопорт притапливается на пороге в голове дока и прекращает поступление воды в док до осушения.
После завершения всех работ на судне док заполняется водой и судно всплывает. Когда уровень воды в доке и акватории становится одинаковым, ворота открывают и судно выводится из дока.
Док-камера по конструкции похожа на строительный док, однако, кроме ворот со стороны акватории, оно имеет и ворота со стороны территории завода. Готовое судно на тележках подается в док-камеру, после чего ворота закрывают. Затем накачивается вода, судно всплывает с тележек и отводится в головную часть котлована с большей глубиной. После этого воду спускают до выравнивания уровней воды в котловане и акватории. Когда наружные ворота открываются, судно выводят на открытую воду.
Слип — это тот же наклонный стапель, однако спуск судна на нем производится не за счет собственной тяжести, а с помощью механизированных устройств, предназначенных для спуска и подъема судна на тележках по наклонным рельсовым путям бортом к воде. При этом скорость двигателя регулируется тяговыми лебедками и такелажным оснащением.
Как правило, достроечных работ, выполняемых на плаву, — минимальное количество. Это — наладка механизмов и приборов, испытание их в условиях, близких к эксплуатационным, зашивка изоляции, отделка помещений, малярные работы, установка оборудования и др. Достройка судна осуществляется у достроечной набережной, где имеются энергетические сети, крановое хозяйство, устройства швартовки и доставки на судно всех видов снаряжения.
Все машины, механизмы и устройства после окончания их монтажа налаживают и испытывают в работе по возможности в условиях, близких к эксплуатационным. При испытании главных силовых установок и движительного комплекса судно крепят швартовными тросами к причальной стенке (отсюда название — швартовные испытания).
После устранения всех недостатков, обнаруженных при этой проверке, составляется программа новых — ходовых испытаний, и судно выходит в море. Здесь государственная комиссия официально определяет фактические мореходные и технико-экономические характеристики судна. Затем составляется акт приема и после устранения мелких недоделок судно считается вступившим в эксплуатацию.
Итак, рождение состоялось. Но здесь надо сказать несколько слов и о «крещении», то есть присвоении судам названий. Ведь почти каждое из них (исключение составляют рыболовные сейнеры, которые обычно ходят «под номерами», многие военные корабли и некоторые другие суда) имеет свое «удостоверение личности». Как правило, это имена и фамилии революционных, государственных и общественных деятелей (атомный ледокол «Ленин», теплоход «Петр Великий»), выдающихся ученых (научно-исследовательские суда «Академик Королев», «Юлий Шокальский»), писателей и поэтов (океанские лайнеры «Александр Пушкин», «Тарас Шевченко», «Иван Франко», «Шота Руставели»), прославленных полководцев и флотоводцев (теплоход «Нахимов», крейсер «Михаил Кутузов»).
Среди судовых и корабельных названий нередко бывают географические и административные термины (атомоход «Арктика», танкер «Крым», китобойная флотилия «Советская Украина», дизельэлектроход «Россия»), политические наименования (атомная подлодка «Ленинский комсомол»).
Названия судов и кораблей — это своеобразная книга, на страницах которой отражены различные этапы истории. Сейчас появилась даже новая наука — каронимика, изучающая происхождение названий кораблей и судов.