Полезно сравнить построенную модель с другими. Для этого в Советском Союзе проводятся соревнования моделистов. Кроме того, советские моделисты принимают участие в международных соревнованиях. В зависимости от характера и назначения соревнования бывают кружковые, когда участники соревнования добиваются лучших показателей работы всего кружка, морского клуба или Дома пионеров; командные, когда фиксируются результаты группы судомоделистов, представляющих команду кружка, Дома пионеров, района, города, республики; личные, когда фиксируются лучшие результаты отдельных участников, и личнокомандные, когда результаты, достигнутые отдельными участниками соревнований, засчитываются в командное и отдельно в личное первенство. Последний вид соревнования иногда представляется возможным рассматривать как классификационное: если судомоделисты выполнили установленные требования для получения звания мастера спорта, моделиста-спортсмена 1, 2, 3 и юношеского разрядов.
Во всесоюзных, республиканских и соревнованиях в Москве и Ленинграде судомоделисты, не имеющие спортивных разрядов, участвовать не могут.
В городах, районных центрах проводятся областные, городские и районные соревнования, в республиках — республиканские и, наконец, в Москве (или каком-либо другом городе) — всесоюзные.
В соответствии с существующими правилами в СССР проводятся следующие соревнования и конкурсы:
- а) самоходных надводных судов и кораблей с механическими двигателями;
- б) самоходных моделей подводных лодок;
- в) скоростных моделей;
- г) парусных яхт-моделей;
- д) настольных моделей;
- е) управляемых моделей.
Оценка самоходных моделей судов с механическими двигателями и парусников производится не только по их ходовым качествам, но и по внешнему виду. Стендовая оценка моделей предусматривает соответствие принятому масштабу, чертежу, полноте насыщения модели деталями, качеству отделки. Кроме того, проверяется техническая грамотность моделиста, знание назначения судна, устройств, механизмов, а если изготовлена историческая модель корабля, то и его прошлого.
Основными показателями ходовых испытаний являются:
- а) для самоходных моделей надводных судов и кораблей с механическими двигателями — скорость хода, замеренная на дистанции 50 м, и способность удерживать направление движения; для моделей с резиномотором — скорость хода на дистанции 35 м;
- б) для самоходных моделей подводных лодок — скорость в подводном положении, замеренная на специальной дорожке, погружение и всплытие в определенной зоне;
- в) для скоростных моделей — наибольшая скорость, замеренная на дистанции 500 м на корде;
- г) для парусных моделей — способность в наименьшее время пройти дистанцию и войти в установленные ворота (для моделей яхт класса «П» — 50 м; для яхт классов «М», «10» и «А» — 75 м).
Стендовой оценке подвергаются все соревнующиеся модели.
Модели XIII класса могут получить 40 баллов, все другие модели — не более 20. Модели яхт подвергаются, кроме того, обмеру корпуса и парусности, а для яхт классов «10» и «А» определяется дополнительно и гоночный балл, являющийся непременным условием допуска к соревнованиям. Модели, набравшие менее 8 баллов, к ходовым испытаниям не допускаются; получившие менее 12 баллов, не могут участвовать на выставке.
На всесоюзные соревнования все участники соревнований должны представить корпус теоретического чертежа в масштабе 1:1 или 1:2 (по моделям, сделанным не по чертежам Центральной лаборатории морского моделизма ЦК ДОСААФ СССР).
Для моделей XI класса представляется схема аппаратуры.
Начало и конец движения модели на дистанции засекаются при прохождении форштевнем линии старта и финиша. Скорость в этом случае замеряется секундомером с точностью до 0,2 сек. Время прохождения дистанции скоростными моделями замеряется тремя секундомерами с точностью до 0,1 сек., а при попытках установления или улучшения рекордов — шестью секундомерами; выполнение маневров управляемыми моделями и время прохождения дистанции парусными яхтами фиксируется с точностью до 1 сек. одним секундомером.
Оценка масштабной скорости модели, соответствующая настоящему судну, оценивается высшим баллом 10; для других скоростей оценка скорости производится по формуле.
Окончательная оценка ходовых качеств модели обусловливается средней скоростью, получаемой в результате деления суммы оценок трех попыток на три (независимо от числа удачных попыток).
Испытание моделей подводной лодки производится на наибольшую скорость в подводном положении и на устойчивость на курсе. Модель, стартуя в надводном положении, должна уйти в зоне погружения под воду, пройти под водой до зоны всплытия и всплыть на поверхность.
Испытания скоростных моделей производятся на корде раздельно по каждой группе моделей, в зависимости от объема цилиндров и типа двигателя.
Каждая модель должна иметь уздечку длиной 1400 мм, считая от диаметральной плоскости до ушка, в которое вставляется захват ведущего троса. При определении скорости засчитывается наивысшая из трех попыток.
Скоростные модели должны иметь приспособление, обеспечивающее остановку модели на ходу.
Радиоуправляемая модель должна выполнить фигуры дистанции N2 1 (рис. 104):
- а) взять старт по радиосигналу, пройти по прямой 50 м и войти в средние ворота;
- б) повернуть вправо, обойти крайний правый буек и войти в средние ворота;
- в) повернуть влево, обойти крайний левый буек и вновь войти в средние ворота, остановиться;
- г) дать задний ход.
Если модель при выполнении каждого из указанных маневров проходит линию финиша не в средние ворота или не огибает крайний буек, то назначаются штрафные очки. Когда модель входит между буйками снизу, ей ставят штрафные очки по нижним цифрам; когда модель входит между буйками сверху — соответственно по верхним цифрам. Дистанция № 2 более сложна и доступна только квалифицированным моделистам.
На рис. 105 показаны старт и фигуры, выполняемые радиоуправляемыми моделями судов по международным правилам, принятым европейской федерацией судомодельного спорта «НАВИГА».
Указания по запуску моделей судов
Подготовленная к запуску модель должна быть погружена в воду по конструктивную ватерлинию, не иметь крена и дифферента. Случайный крен, дифферент или несоответствие погружения модели накрашенной ватерлинии должны быть устранены перемещением, дополнением или снятием балласта. Иногда в качестве балласта применяют дробь; по весу и расположению в корпусе модели такой балласт можно легко и точно регулировать. Когда модель окончательно удифферентована и сбалластирована, дробь, во избежание ее перемещения, заливают расплавленным парафином. Надо обратить особое внимание на то, чтобы все грузы, детали оборудования, механизмы были прочно закреплены и не могли переместиться от возможного удара. Перед запуском модели, не опуская ее на воду, надо опробовать двигатели, убедиться в том, что гребные винты не повреждены; проверить работу рулевого устройства, точность фиксирования руля в нужном положении. После закрепления руль не должен иметь каких-либо перемещений. Не забудьте также проконтролировать действие выключателей или специальных устройств, фиксирующих время действия двигателя — таймеров.
Опустив модель на воду, включают двигатели, нацеливают модель носом на створные знаки и, выждав, когда вода успокоится от перемещения модели, отпускают ее.
Большие модели не рекомендуется вынимать из воды во избежание повреждения рулей, гребных винтов и оборудования на палубе; их обычно буксируют.
К модели подходят на шлюпке или моторном катере обычно на параллельном курсе с небольшим запасом скорости. Сразу же выключают двигатель, и когда скорость модели уменьшится, ее осторожно буксируют к старту.
Некоторые особенности запуска подводных лодок требуют дополнительных рекомендаций.
Опустив модель подводной лодки на воду, включают двигатели и добиваются прохождения моделью дистанции в надводном положении и устойчивости на курсе. Затем приступают к регулировке горизонтальных рулей, добиваясь того, чтобы глубина погружения была наименьшей. Это увеличит скорость и повысит надежность прохождения дистанции. Так как остойчивость модели подводной лодки в погруженном положении резко уменьшается, вследствие потери площади грузовой ватерлинии, надо понижать центр тяжести модели. Если модель имеет один гребной винт, то кренящий момент от его вращения устраняется частично рулем, перекрывающим полностью диск винта, а также несимметричной перекладкой горизонтальных рулей.
Запуск скоростных моделей также имеет свои особенности. Однако и здесь начинают с опробования двигателя, который должен развивать максимальную мощность под нагрузкой с применением специального тормоза, а при отсутствии такового — подтормаживанием маховика или погружением винта под воду. Затем присоединяют модель к ведущему тросу, заводят двигатель и ставят ее на воду. В это время помощник запускающего берет в руки управляющий трос и подтягивает ведущий канатик, который не должен касаться поверхности воды. Если модель рыскнет и пойдет к центру круга, нужно подтянуть ведущий трос и держать его в натянутом состоянии до тех пор, пока не установится движение модели по кругу. В этом случае трос натянется от действия центробежной силы, которая в отдельных случаях достигает 25—30 кг. Управляющий трос при этом должен провисать, так как в противном случае нельзя фиксировать скорость модели (длина корда не будет соответствовать номинальной согласно правилам, и, следовательно, длина окружности, проходимой моделью за один оборот, будет меньше расчетной). Испытание парусных яхт-моделей производится по круговой системе. В этом случае моделисты запускают одновременно только две яхты и в течение соревнований моделист обязательно проведет гонку с каждым из участников. В зависимости от числа зарегистрированных моделей количество стартов будет меньше на единицу. Так, например, если моделей будет 25, то стартов — 24. При этой системе только лучшие модели могут занять призовые места. Старт моделей показан на рис. 106.
Курсы парусной яхты относительно направления ветра изображены на рис. 107.
Ветер, дующий в нос, называется противным, или встречным, а положение яхты — левентик. Паруса в этом случае «полощут» и модель не имеет хода.
Ветер прямо в корму — фордевинд, попутный ветер — судно идет полным ходом.
Если ветер дует в бок, то модель идет в галфвинд, или впол-ветра. Когда ветер дует между направлением фордевинд и галфвинд, то такое положение называется бакштаг. И, наконец, когда ветер дует между направлением левентик и галфвинд, то это — бейдевинд.
Если ветер дует с правого борта, то говорят — модель идет правым галсом; если с левого — левым.
Запуск парусных яхт-моделей обычно производится на курсах бейдевинд и галфвинд. Чтобы убедиться в правильности центровки модели, следует сделать пробный запуск для настройки модели на одном из этих курсов, зафиксировав руль в диаметральной плоскости. Если при правильно поставленных парусах модель приведется, то надо переместить центр парусности в нос, мачта в этом случае перемещается к носу. Если же мачта не передвигается, то центровка производится увеличением площади стакселя в пределах допустимой площади парусности для модели данного класса. Можно центровать модель подбиранием стаксель-шкотов и потравливанием гика-шкота, однако при этом модель теряет скорость. Если же модель яхты на пробном запуске уваливает, то в этом случае мачту передвигают в корму, уменьшают площадь стакселя, потравливают стаксель-шкоты и подбирают гика-шкот.
Отцентровав модель яхты, освобождают руль, соединяют румпель с ветровым крылом и осуществляют сначала еще один пробный, а затем зачетный запуск.
Наилучшим положением является курс вполветра — галфвинд. Чтобы модель шла по заданному курсу, ее нужно одерживать рулем. Весьма важно для парусной яхты найти такое положение центра парусности и центра бокового сопротивления, чтобы оно обеспечивало правильное направление хода яхты. Центр парусности — это точка приложения на парусе силы ветра. Вычислить центр парусности нетрудно. Из двух вершин парусного треугольника проведите медианы, их пересечение и будет ЦП — центром парусности.
Центр бокового сопротивления модели яхты определяется следующим образом: из картона или фанеры вырезается контур подводной части корпуса, затем уравновешивается на кромке линейки и линия равновесия отмечается. Потом, повернув контур на 90°, вновь уравновешивают его, пересечение двух линий равновесия контура и будет ЦБС — центром бокового сопротивления. На рис. 108 показано расположение ЦП и ЦБС. Когда ЦП находится впереди ЦБС, возникающая пара сил будет поворачивать модель под ветер, или, как принято говорить, модель будет «уваливать». Если же, наоборот, ЦБС будет впереди ЦП, то модель будет поворачиваться носом к ветру, т. е. «приводиться».
Для того, чтобы модель парусного судна управлялась наилучшим образом, следует центр парусности поместить впереди центра бокового сопротивления примерно на 10% от длины модели по грузовой ватерлинии.
Отправляясь на соревнование, не забудьте взять с собой самые необходимые инструменты и материалы, которые могут потребоваться при подготовке модели к старту. Бывает так, что отсутствие какой-нибудь мелочи и невозможность устранения недоделки может привести не только к потере ценных очков, но иногда даже к вынужденному отказу от соревнований, так как модель не сможет удовлетворить действующему положению.
Моделисту, участвующему в соревнованиях, надо иметь следующие инструменты и материалы: плоскогубцы, пинцет, отвертку, нож, электропаяльник, иголку с нитками, клей быстросохнущий, паяльную проволоку, изоляционную ленту, лейкопластырь, монтажный провод, кусочек стального троса, шурупы, кусок материи (парусины), кисть и краски (цвета, которыми окрашена модель). Такая предусмотрительность, как показывает опыт соревнований, никогда не бывает лишней.
Испытания закончены, модель поднята из воды. Если внутрь попала вода, ее надо немедленно удалить. Мягкой чистой тряпкой следует вытереть досуха корпус модели. Если обнаружены какие-то повреждения надстройки, оборудования, рангоута или такелажа, их исправление не следует откладывать. Модель надо привести в полный порядок сразу же после соревнований, потом это будет сделать труднее.
Весьма желательно сфотографировать модель в четырех проекциях — сбоку, сверху, с носа и с кормы, а также записать основные данные о модели: длину, ширину, осадку, водоизмещение, класс, достигнутые результаты (скорость, количество очков и занятое место), некоторые сведения о ее создателе (фамилию, имя, место учебы или работы, название организации, от которой выступал судомоделист).