Архангельский корабельный мастер А. М. Курочкин усовершенствовал подводную часть судна, систему набора корпуса. Уже первый построенный им корабль — 70-пушечный «Сильный» — принес ему славу талантливого строителя морских судов. От других однотипных кораблей «Сильный» отличался удобством расположения внутренних помещений и, что главное, большой прочностью. Корабли Курочкина находились в строю дольше других, они обладали хорошими мореходными качествами. А. М. Курочкин создал 87 различных судов. Этот человек, кроме больших способностей, имел и незаурядное гражданское мужество. Вот пример. Когда в 1821 году Адмиралтейств-коллегия решила ввести в России систему диагонального крепления корпусов, Курочкин упорно и убедительно доказывал, что его диагональная система набора корпуса намного лучше «авторитетной» британской. Специальная комиссия делала расчеты и уточнения. Прошло несколько лет, и Адмиралтейств-коллегия отменила свое решение.
Внес свою заметную лепту в отечественное кораблестроение и наш гениальный изобретатель-самоучка И. П. Кулибин. При спуске на воду огромнейший корабль-гигант «Благодать» (на его борту было 130 пушек!) застрял на стапелях. В работах по спуску принимал участие и Кулибин. Он-то и нашел выход из, казалось бы, безвыходного положения. Изобретатель предложил и сконструировал остроумную систему блоков и полиспастов, благодаря чему «Благодать» благополучно сошла в воду.
В начале XIX века, как и в других странах, в России на смену парусным приходят суда с паровыми двигателями.
...В один из ноябрьских дней 1815 года тысячи жителей Петербурга собрались на набережной Невы. Они с изумлением смотрели на необычное судно, двигавшееся по реке без парусов и весел. Напоминало оно внешне баржу для перевозки дров. На его палубе возвышалась огромная кирпичная труба, а с каждого борта выше палубы поднимались колеса, которые были похожи на колеса водяной мельницы.
Это был первый русский пароход «Елизавета». О нем тогда газеты писали, что пароход «без течения и ветра идет 10 верст в час», а мощность его машины была 4 л. с.
В 1838 году по Неве прошел катер, не имевший трубы. Это был электроход, созданный по идее академика Б. С. Якоби. Еще раньше, в 1834 году, появилась первая металлическая подводная лодка, оснащенная зрительной трубой — прототипом современного перископа. В 1852 году, прошло испытание необычного оружия — самодвижущейся мины-торпеды, которую изобрел И. Ф. Александровский.
Развитие русского военного флота шло семимильными шагами. В 1861 году был спущен на воду первый в мире броненосный железный фрегат «Севастополь».
Талантливый изобретатель адмирал А. А. Попов первым в 70-х годах XIX века предложил строить новые боевые корабли — океанские броненосные крейсеры. Позже по чертежам этого изобретателя были сооружены несколько крейсеров, отличавшихся большой дальностью плавания. Так, например, они могли совершать переходы из Балтики в Тихий океан и при этом не заходить в промежуточные порты для пополнения запасов топлива, воды, продуктов. Выдающийся русский флотоводец и ученый С. О. Макаров внес большой вклад в развитие русского кораблестроения и отечественного мореходства. По его инициативе и под его руководством были созданы суда-носители катеров и новый тип судов на вооружении с шестовыми и самоходными минами. Между прочим, нынешние торпедные катера и эскадренные миноносцы — это дальнейшее развитие идей С. О. Макарова. В течение 30 лет С. О. Макаров занимался проблемой непотопляемости. Он является автором проекта линейного ледокола «Ермак». Кстати, этот ледокол дожил до наших дней. Более того, он дождался рождения своего внука-исполина — атомного ледокола «Ленин» и выходил вместе с ним во льды на нелегкую северную работу.
Много сделал для развития отечественного флота инженер-капитан П. Д. Кузьминский. В 1892 году он предложил в качестве судового двигателя паровую турбину, показавшую отличные результаты. Кузьминский также предложил новую форму подводной части судов.
Массовая постройка подводных лодок, осуществленная в России, возглавлялась инженером П. А. Титовым. Этот известный корабел прошел большую школу от клепальщика до главного инженера крупнейшего в России судостроительного завода, был строителем крейсеров первого ранга «Рында» и «Витязь», построенных из судостроительной стали.
Еще в 1899 году в России был создан двигатель внутреннего сгорания на тяжелом топливе. Но предложение профессора К. П. Бокиевского — применить на судах этот двигатель — не нашло поддержки на первых порах. Однако новатор не сдался и через четыре года воплотил свою идею в жизнь. На Сормовском судостроительном заводе (ныне г. Горький) было спущено на воду нефтеналивное судно «Вандал». Впервые в мире на нем установили три двигателя внутреннего сгорания русской конструкции, а уже в следующем году сошел со стапелей более совершенный теплоход «Сармат», что положило начало строительству теплоходов.
Зарубежные кораблестроители скептически отнеслись к русскому новшеству, не веря в его эффективность и экономичность. И все же через некоторое время зарубежное теплоходостроение пошло по русскому пути, да и сам двигатель иностранцы назвали русским. Вот некоторые данные: в 1913 году в мире было всего 80 теплоходов, 70 из них — русские.
В начале XX века ни один флот мира не имел конкурентов линейным кораблям типа «Севастополь», который был построен в 1914 году. Руководил созданием этих судов инженер И. Г. Бубнов с участием выдающегося русского ученого А. Н. Крылова. Русское дореволюционное кораблестроение, во главе которого стоял этот ученый, было одним из самых передовых в мире. И это несмотря на то, что правительство и царские чиновники преклонялись перед Западом, всячески принижали роль и значение своих отечественных ученых, инженеров и новаторов.
Кораблестроение в нашей стране достигло новых невиданных успехов. Свидетельство тому — первый в мире атомный ледокол «Ленин», затем такие же исполины, работающие на ядерном топливе, как «Арктика» и «Сибирь», китобойные флотилии «Слава» и «Советская Украина», «Советская Россия»; научное судно — целая плавающая лаборатория — «Академик Курчатов»; атомные подводные лодки и управляемые ракеты, суда на подводных крыльях и воздушной подушке.
Советские ученые академик В. П. Поздюнин, профессоры А. П. Шершов и А. И. Балакшин создали теорию проектирования судов. Академики Ю. А. Шиманский и П. Ф. Папкович развили основанную И. Г. Бубновым строительную механику корабля. Нашим ученым, инженерам-кораблестроителям и рабочим созданы все условия для плодотворной работы. И они делом, самоотверженным и творческим трудом, новыми открытиями и усовершенствованиями отвечают на эту заботу. Свою главную задачу — постоянно обеспечивать превосходство отечественного флота — выполняют успешно. Внедряются новые принципы движения кораблей, новейшие виды оружия, способы получения энергии, средства автоматизации, новые высокопрочные материалы и другие научно-технические достижения.