Наверное, вы обратили внимание, что слово «судно» имеет общий корень с «посудой», «посудиной». И, несомненно, произошло оно именно от них. Да это и понятно. Ведь почти любое плавательное средство, речное или морское, напоминает собой посудину. А вот со словом «корабль» дело обстоит сложнее. Это слово упоминается еще в древних русских летописях. Там приводятся и другие названия — скедии, лодьи, ушкуи, карбаты, струги, но все они ушли в прошлое, а слово «корабль» живет. Сегодня оно обрело новое значение. Нередко встречаем это слово в авиации — «воздушный корабль». А литераторы, говоря о комбайне, называют и его «степным кораблем». Точного происхождения этого слова не установлено. Созвучное ему было у древних греков — «корабос», у испанцев — «карабелла», у итальянцев — «каравелла».
Однако вполне обоснованно можно предположить, что слово «корабль» произошло от русского «короб». Так древние славяне называли свои челны, которые делали из прутьев, после чего обшивали их корой и кожей.
При этом нужно отметить, что «судами» в старину назывались в основном речные плавательные средства, а морские — «кораблями». При Петре I и позже делались попытки разграничить эти два слова, но четких определений не получилось.
Сегодня судном называют инженерное сооружение, построенное для плавания на воде (или под водой), предназначаемое для транспортных перевозок, выполнения различных задач, связанных с обеспечением мореплавания и судоходства. Это определение применимо для всех речных и морских гражданских судов. Слово «корабль» употребляется только в военно-морской терминологии.
В русский язык слово «флот» пришло из голландского vloot, что означает совокупность суден, кораблей и плавательных средств. Со временем значение этого слова расширилось — мы говорим теперь также «воздушный флот».
Самое простое средство передвижения по воде — плот — был известен человеку еще в доисторические времена. Но и этому примитивному средству предшествовал еще более простейший — обычный ствол дерева. Со временем плоты усовершенствовались, и на них уже выходили в открытое море.
Это проверил и блестяще доказал норвежец Тур Хейердал. По образцу древних инков — жителей Южной Америки — он соорудил плот и проплыл на нем по океану со своими пятью товарищами почти 8000 км за 100 дней. Маршрут «Кон-Тики» (плот Хейердала) пролегал от берегов Перу к островам Полинезии.
Свои плоты древние инки сооружали из бальзовых деревьев. Это название дали деревьям испанцы, появившиеся в Южной Америке в XVI веке (по-испански плот — бальза).
Древесина бальзы, если она сухая, легче пробки примерно в два раза. Ее легко обрабатывать и при этом она не колется.
«Кон-Тики» строился по рисункам древних мореходов так же, как и 15 веков назад. Бревна скреплялись растительными тросами, палуба настилалась расщепленным бамбуком. Из бамбука сделали стены и крышу каюты. Мачту плота, связанного из двух перекрещивающихся бревен, изготовили из крепкого железного дерева.
На таких плотах, как доказало путешествие «Кон-Тики», древние инки могли совершать океанские путешествия.
Однако самые первые суда появились задолго до плотов инков. Это были лодки и челны различных форм и размеров. Крупнейшие из них достигали 12—16 м в длину. Материалы древних судостроителей поражают своим разнообразием: это и стволы деревьев, и гибкие ветви, из которых сплетен корпус, и тростник, и шкуры животных...
Лучше всего известны историкам челны, изготовленные из цельного ствола дерева, найденные на территории нашей страны, а также лодки древних египтян из связок тростника — папируса, дошедшие до наших дней почти без изменений.
Ясно, что на таком челне можно было передвигаться только по рекам и озерам. Средством для движения служил шест, которым человек отталкивался от дна. Постепенно шест превращался в весло, с помощью которого уже можно было легко управлять челном и гораздо быстрее передвигаться.
Шаг за шагом люди совершенствовали челны, увеличивали их размеры, делали на них надстройки. Древние египтяне после тростниковых лодок стали делать деревянные, из акации (в Египте не было других пород деревьев). Основание такого судна составляли полуметровой длины планки, сшитые между собой с помощью замков шиповых.
Вполне понятно, что в те далекие времена не было киля, шпангоутов, форштевня и ахтерштевня. Конопатили лодки папирусом и заливали смолой. Были они небольшими, управлялись кормовым веслом. А для перевозки грузов требовались большие суда. Значит, надо было повышать их продольную и поперечную прочность. Тогда верхнюю часть судна стали связывать толстым прочным жгутом. Вдоль судна с носа на корму натягивали такой же канат, державшийся на специальных подпорках. Эти суда имели длину 12—16 м, а ширину — до двух метров. Осадка не превышала одного метра.
Мы уже упоминали о тростниковых лодках древних египтян. Говорили и о знаменитом путешествии Тура Хейердала на «Кон-Тики». Так норвежский ученый и путешественник совершил со своим многонациональным экипажем длительное плавание на папирусной лодке «Ра», а в 1978 году — на «Тигрисе».
Целью этих путешествий, как и легендарного плавания на «Кон-Тики», было изучение дальних маршрутов древних мореходов и возможности общения тех или иных культур, проверка мореходных качеств древних судов.
К этому остается добавить, что одним из членов экипажа в экспедициях «Ра» и «Тигриса» был советский врач Ю. А. Сенкевич, ведущий телевизионной передачи «Клуб кинопутешествий».