Постройка судов осуществляется различными методами, основными из которых являются подетальный, секционный и блочный.
При подетальном методе (сборке «россыпью») вначале из отдельных деталей собирают весь набор судна, к которому затем приваривают наружную обшивку. Такой способ сборки применяют при постройке мелких судов на небольших предприятиях.
Секционный метод заключается в том, что весь корпус судна разбивается на отдельные секции (рис. 60): палубы, борта, днище, переборки, платформы и т. д.
После изготовления этих секций в сборочно-сварочном цехе монтаж корпуса судна на стапеле производится пирамидальным или островным способами. Это позволяет вести сборку и сварку корпуса на стапеле широким фронтом, что дает экономию времени и уменьшает общее формоизменение корпуса при сварке.
Пирамидальный способ получил свое название от того, что выставленные первоначальные секции образуют подобие ступенчатой пирамиды. Корпус собирают из секций, а его формирование начинают либо со средней части судна, либо с кормы.
Островной способ — это одновременная закладка по длине судна нескольких секций, которые затем смыкаются так называемыми забойными секциями. Сроки постройки судна при этом значительно сокращаются.
Блочный метод представляет собой развитие секционного метода. Судно при этом разбивают на крупные объемные части — блоки (рис. 61), изготовляемые в сборочно-сварочном цехе. На стапель их подают в готовом виде, чем увеличивается пропускная способность стапелей и улучшается качество работ. Блочный метод рационален при серийной постройке судов среднего и малого водоизмещения.
Формирование корпуса судна секционным и блочным методами производится на специализированном закладном месте, называемом стапелем (рис. 62, а). Он имеет специальные опорные устройства, предназначенные для установки и стыкования секций и спуска судна на воду.