Теперь разговор пойдет о работе судомоделиста. Необходим он вот почему. Приступая к работе, вы, конечно же, предварительно делаете выбор модели корабля или судна, которую собираетесь сделать.
И, конечно же, большинство из вас мечтает принять участие в соревнованиях. Да это и понятно: ведь каждому хочется, чтобы его модель — будь то крейсер или сухогруз, подводная лодка или пассажирский лайнер — оказалась лучшей.
Но для того, чтобы стать участником соревнований, необходимо иметь модель, выполненную с соблюдением соответствующих требований и правил. Для каждого класса и типа существуют свои требования. Ведь только при таких условиях можно определять достоинства или недостатки работ судомоделистов. Нельзя же, скажем, по одним и тем же требованиям проводить соревнования, в которых судомоделисты показывают различные типы моделей, поскольку каждый тип имеет свои характеристики и особенности.
Что же собой представляет модель? Это копия судна или корабля, выполненная при соблюдении определенных масштабов.
Условное объединение моделей, принятое в определенной классификации, составляет классификационную группу.
Каждая из таких групп (их всего пять) состоит из подразделений. Такие подразделения составляют класс модели.
Что же представляют собой классификационные группы и входящие в них классы?
Группа А/В состоит из скоростных кордовых моделей свободной конструкции. Эти модели — плавающие, они имеют ДВС (двигатели внутреннего сгорания), приводящие в движение гребной или воздушный винт.
В составе группы — четыре класса: А-1, А-2, А-3 и В-1. Первые три — с гребным винтом. Между собой они различаются объемом камеры сгорания. Так, у класса А-1 объем камеры сгорания — V до 2,5 см3; А-2 — V от 2,5 до 5 см3; А-3 — от 5 до 10 см3. Характеристика класса В-1 такая же, как и у А-1, но винт у этой модели воздушный.
Группу С представляют стендовые модели, построенные в определенном масштабе. Они должны соответствовать прототипу, копии существующих или существовавших кораблей. В эту же группу входят модели верфей и макеты сооружений.
Прежде чем говорить о классах этой группы, остановимся на масштабе. Для постройки моделей группы С рекомендуются следующие масштабы: 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:250, 1:300, 1:400, 1:500 и менее.
Группа С состоит из четырех классов.
В первый из них — С-1 — входят все виды моделей весельных и парусных судов, на которых, само собой разумеется, нет двигателей.
Класс С-2 — это модели судов и кораблей с любым механическим двигателем. В двух остальных классах — макеты сооружений (С-3) и миниатюрные модели (С-4). Во всех случаях, как уже говорилось выше, при постройке моделей группы С соблюдается определенный масштаб.
Ветровые (неуправляемые) модели яхт составляют группу Д. Сюда входят такие классы: Д-М — марблхэд; Д-10 — тернитер; Д-Х — свободно сконструированная модель; ДП — модель яхты для юношей.
Группа Е — это самоходные модели, те, которые способны плавать в надводном или подводном положении. Представляют они собой точную копию существующего или существовавшего корабля. В качестве последнего примера можно назвать броненосец «Потемкин» или крейсер «Варяг». Или, скажем, подводную лодку типа «щука», которой сейчас уже нет на вооружении ВМФ СССР, но она, как и названные выше корабли, стала легендарной, прославив себя во время Великой Отечественной войны.
Среди группы Е могут быть модели и свободной конструкции, то есть такие, которые не имеют своих прототипов.
В эту классификационную группу входят двенадцать классов моделей: EH; ЕН-1250; ЕН-500; ЕК; ЕК-1250; ЕК-500; ЕЛ; ЕЛ-1250; ЕЛ-500; EX; EX-1250; ЕХ-500 (цифры обозначают максимальную длину корпуса в мм). Класс ЕН — это копии пассажирских, торговых и спортивных судов. Необходимо отметить, что эти модели, так же как и последующие,— классов ЕК и ЕЛ — подвергаются стендовой оценке. У них проверяются ходовые качества и масштабная скорость.
Копии надводных военных кораблей — линкоров, авианосцев, крейсеров, эсминцев — представляют класс ЕК. А копии подводных кораблей — класс ЕЛ.
И наконец, последний класс этой группы — EX. Входят в него модели конструкций, созданные по свободному проекту судна. Такие модели проходят только ходовые испытания.
Заключительную классификационную группу Ф составляют управляемые модели. Все они — самоходные, с дистанционным беспроволочным управлением, которое осуществляется с помощью звука, света или радио.
Модели этой группы — это копии любых кораблей или модели свободной конструкции. При условии, разумеется, что они имеют форму и вид корабля, лодки или катера. Кроме того, должны соответствовать условиям соревнований.
Группа Ф — самая многочисленная по количеству классов, их 16.
Класс Ф1-В2, 5 представляет собой модель с гребным или воздушным винтом. ДВС у нее — до 2,5 см3. Конструкция свободная. То же самое представляют собой модели Ф1-В5 и Ф1-В15, но с увеличенным по объему ДВС. У первой модели он от 2,5 до 5 см3, у второй — от 5 до 15 см3.
Свободно сконструированная модель с гребным винтом, общая масса которой до одного килограмма, представляет класс Ф1-Е1 кг. Следующий класс — Ф1-Е аналогичен предыдущему, но здесь масса модели больше одного килограмма.
Три последующих класса — Ф2-А, Ф2-В и Ф2-С — модели фигурного курса и характеризуются своей длиной. Это, соответственно, модели-копии длиной от 700 до 1100 мм, от 1100 до 1700 мм и от 1700 до 2500 мм.
Свободно сконструированную модель с гребным винтом для скоростного фигурного курса представляет класс ФЗ-Е. То же с гребным или воздушным винтом — класс ФЗ-В. Свободно сконструированные модели с гребным винтом для длительных гонок представляют классы ФСР-3,5; ФСР-6,5; ФСР-15. Это же относится и к модели класса ФСР-35, только у нее бензиновый мотор с искровым зажиганием.
Управляемые модели яхт-марблхэд относятся к классу Ф5-М. Такие же модели, но только тернитер, — это класс Ф5-10. А управляемые свободно сконструированные модели составляют класс Ф5-Х.
Замыкающие в этой группе классы: Ф6 — модели для группового маневрирования и Ф7 — для выполнения определенных функций.
При изготовлении моделей судов и кораблей, а также верфей и различных сооружений необходимо придерживаться определенных масштабов в отношении линейных размеров, водоизмещения и скорости. Конечно же, соотношения главных размерений и коэффициенты полноты моделей не должны отличаться от существующих. Это правило не распространяется на скоростные и парусные модели яхт, а также на те модели, конструкция которых свободная.
Что касается моделей группы Е, то внешний их вид должен соответствовать внешнему виду судна (корабля) — прототипа. А отсюда, в зависимости от технических возможностей, следует целый ряд требований.
Так, на модели должны быть основные наборы элементов корпуса (схематически) — обшивка, привальные брусья, правильно отбитая ватерлиния и т. п. При этом обязательно показывается седловатость (продольная погибь) палубы. В то же время поперечную погибь, листы обшивки и бронирование бортов и палубы можно не делать.
Когда мы говорим, что та или иная модель должна быть точной копией своего прототипа, то вполне понятно, что на ней должны быть надстройки, рубки, трубы, мачты, мостики, палубы, люки, двери, комингсы, иллюминаторы, трапы, поручни, леерное ограждение, рангоут, такелаж.
То же самое касается и штурманского оборудования, которое расположено ка открытых мостиках, судовых (корабельных) огней, радиопеленгаторов.
На модели-копии должны также быть устройства связи и сигнализации — различные антенны, детали флажной сигнализации, сигнальные прожекторы, соответствующий флаг, а для военных кораблей — свисток, сирена.
К необходимым деталям модели относятся различные устройства судна (корабля). Среди них — якорное устройство (якоря, якорные цепи, стопоры, шпили и брашпили, якорные клюзы и запасные якоря); швартовное устройство (швартовные шпили и лебедки, кнехты, швартовные клюзы, киповые планки); буксирное устройство (кнехты и дуги с особым креплением к корпусу, буксирные гаки, арки, лебедки); шлюпочное и спасательное устройство (гребные и моторные шлюпки и катера, спасательные плоты и круги, щлюпбалки); грузовое устройство (грузовые люки, стрелы, краны, лебедки); рулевое устройство (перо и баллер руля, устройство для перекладки и закрепления положения руля, штурвалы, рулевые колонки).
Модель должна располагать и теми судовыми системами, вернее деталями систем, которые практически можно показать. Это, к примеру, вентиляторы (раструбы и грибки), пожарные краны со шлангами.
Если речь идет о классах моделей ЕК и ЕЛ (надводных и подводных военных кораблях), то здесь необходимы артиллерийское и минно-торпедное вооружение. Это орудия главного и зенитного калибров, посты управления артиллерийским огнем, дальномеры, радиодальномеры, кранцы первых выстрелов, торпедные аппараты, мины, минные рельсы, глубинные бомбы в стеллажах, бомбометы, ракеты и т. п.
На моделях, копирующих специальные технические или промысловые суда, должны быть основные детали и специальное оборудование, которыми оснащены эти виды морского (речного) транспорта.
Если модель самоходная, то она, естественно, должна иметь соответствующие мореходные качества: быть остойчивой, без постоянного и технически не оправданного дифферента, иметь осадку, которая не превышает нанесенную на корпусе ватерлинию. У моделей подводных лодок должны быть буи для обозначения места затопления.
При постройке самоходных моделей при необходимости можно увеличивать осадку до 10% от расчетной.
Окраска моделей должна соответствовать общепринятому во флотах цвету.