Поговорим о том, как отличать одно судно от другого. Начнем с основных отличительных признаков.
Район плавания. Здесь не трудно догадаться, что он может быть и неограниченным — в морях и океанах, и сужен рамками какого-то географического деления — река, озеро, внутреннее море. В свою очередь, морские суда делятся на рейдовые, прибрежные и те, район плавания которых практически неограничен.
Названия «теплоход», «пароход», «газоход», «электроход», «атомоход» определяются типом главного двигателя судна, а понятия «подводная лодка», «глиссер», «катер на подводных крыльях» — тем, каким способом двигаются суда.
Существует разделение и по типу движителя: винтовые (с гребным или воздушным винтом), колесные, со специальными движителями (крыльчатыми, водометными, роторными и др.), весельные и парусные.
В зависимости от того, из каких материалов сооружены суда, производится их классификация по роду материала корпуса: стальные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, деревянные и т. д. А деление по конструктивно-архитектурному типу происходит по числу корпусов (есть однокорпусные, двухкорпусные и трехкорпусные суда), а также по количеству надстроек, палуб, по положению палубы, надводного борта и т. д.
Выше, как уже говорилось, речь шла о классификации судов и кораблей по внешним признакам. Но главное — это назначение плавающих средств. Здесь четко определены две группы — гражданские суда и корабли ВМФ. Каждая из этих групп имеет свою классификацию, которая определяется теми или иными задачами, стоящими перед гражданским или военным флотом.
Транспортные, промысловые, научные, технические и специального назначения — таковы подразделения гражданских судов. В каждой из этих групп есть свое деление. Например, к транспортным судам относятся грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные транспортные. Грузовые делятся на два основных класса — сухогрузные и наливные. К последним относятся танкеры, предназначенные для перевозки нефти и нефтепродуктов, газовозы, суда для транспортировки химикалиев, а также водолеи, виновозы, битумовозы и др.
Большую группу составляют специализированные транспортные суда. Среди них: рефрижераторные (охлаждающие), на которых перевозят скоропортящиеся продукты, контейнерные, трейлерные, углевозы, рудовозы, лесовозы, суда для перевозки скота и т. д.
Назначение судна в этой группе определяется теми задачами, которые оно призвано выполнять. И по его общему названию, скажем, углевоз, уже понятно, какие работы производит судно. Или другой пример: что значит «трейлерный флот»?
Мы знаем, что слово «трейлер» — это автомобиль-тягач с платформой для перевозки тяжелых и громоздких грузов. Между тем есть специальные контейнеры на колесах. Они, своим ходом или с помощью тягачей, могут попадать с причала в трюм и наоборот. А отсюда и название — трейлерное судно. Это же можно сказать и о контейнеровозах.
Нет нужды разъяснять роль и назначение пассажирского флота. Ясно, что служит он для перевозки людей. Современное пассажирское судно показано на рисунке 13. Надо, однако, отметить, что «пассажирскими» принято называть суда, перевозящие свыше 12 человек (кроме членов команды).
Само собой разумеется, что и в этом виде водного транспорта есть своя классификация — суда для обслуживания людей на регулярных линиях, для туристских путешествий и суда для массовых перевозок. Каждое из них имеет свои особенности. Так, на современных океанских пассажирских судах много чисто «земных» удобств: спортивные залы, плавательные бассейны, музыкальные и художественные салоны, кинозалы, в комфортабельных каютах кондиционированный воздух и т. д.
Нужно отметить, что все крупные пассажирские суда «не боятся» штормов, ибо почти каждое из них оборудовано специальными успокоителями качки. Вряд ли нужно объяснять назначение этих успокоителей. Ведь даже людям, которые не подвержены морской болезни, качающееся судно доставляет мало удовольствия.
Существуют и смешанные грузопассажирские суда. Они одновременно перевозят различные грузы и людей.
Очень разнообразны по своему составу промысловые суда. Их назначение — добыча, переработка и транспортировка «даров моря и океана»: рыбы, китов, крабов, морских зверей и водорослей. Эти суда подразделяются на следующие группы: добывающие (сейнеры, траулеры, дрифтеры, китобойцы, краболовы, тунцеловы, зверобойные суда), добывающе-перерабатывающие и просто перерабатывающие (рис. 14), а также обслуживающие промысловые суда (большие морозильные траулеры — рыбозаводы, зверобойные плавучие базы, китобойные, краболовные и др.), поисковые, научно-промысловые.
Технические суда объединяют такие типы, как буксирные, ледокольные (рис. 15), пожарные, плавучие краны, доки, земснаряды и многие другие.
Особо следует отметить морские и океанские буксиры-спасатели, предназначенные для спасательных и судоподъемных работ в любом районе Мирового океана.
Большую и, пожалуй, самую разнообразную группу составляют научно-исследовательские суда (рис. 16), оснащенные новейшей аппаратурой для исследования воды и атмосферы.
Здесь и океанографические, и магнитометрические, и суда наблюдения за искусственными спутниками Земли, и подводные лаборатории, и корабли «погоды» и т. п.
Разнообразны суда и плавучие сооружения специального назначения: здесь и небольшие катера милицейской и дозорной службы, и суда-маяки, и плавучие причалы и склады...
Есть еще одна довольно обширная группа судов, объединяющая спортивные, а также прогулочные катера и лодки многочисленных классов.
Таков краткий перечень судов современного гражданского флота.