Итак, классификационные требования к первой группе А/В. Сюда, как вы помните, относятся скоростные кордовые модели. Главная отличительная особенность модели — это способность оставаться на плаву при остановке двигателя. Другими словами, модель должна обладать собственной плавучестью, а у представителя класса В-1, если он находится в статическом положении на плаву, воздушный винт должен быть выше уровня воды. В ходе зачетного времени в каждом круге модель не менее двух раз должна коснуться поверхности воды.
Одним из обязательных требований является то, что модели этой группы спортсмен делает сам. Что же касается привода, то он может состоять из покупных (промышленного изготовления) деталей, к которым относятся двигатель, вал, винты, маховик, охлаждение.
Рабочий объем двигателя промышленного производства должен быть ясен из его типа. Если же двигатель самодельный или покупной, но с измененным рабочим объемом, то в таких случаях сведения о двигателе указываются при регистрации.
Частью модели группы А/В является уздечка, на которой помещается карабин для крепления корда. При этом ее прочность должна быть не меньше, чем у кордовой нити данного класса. Материалом для изготовления уздечки может быть стальная проволока или же тросик, диаметр которых по классам может быть таким: А-1 — 0,6 мм, В-1 — 0,6 мм; А-2 — 0,8 мм; А-3 — 1,0 мм.
Стендовые модели — группа С — и макеты сооружений не должны превышать по длине 2500 мм. Однако это правило не касается моделей, выполненных в масштабе 1:100. Общая площадь у макетов сооружений ограничена и составляет 2,5 м2. Масштаб — свободный.
По внешнему оформлению и по чистоте обработки материалов как модели, так и макеты сооружений должны соответствовать прототипу.
Для участия в модельных конкурсах допускаются исключительно только те модели, которые изготовлены самостоятельно. Если же модель (или макет сооружения) выполнена несколькими лицами, она оценивается как коллективная.
Вполне понятно, что в таких состязаниях модели промышленного производства не могут представляться к каким-либо оценкам. И здесь вряд ли необходимо объяснять причины. Ведь цель таких конкурсов — демонстрация собственных работ судомоделистов.
По сравнению с другими, модели группы Д, в которую входят ветровые (неуправляемые) модели яхт, самые простые как для изготовления, так и с точки зрения требований, которые им предъявляются на соревнованиях.
Модели яхт изготавливает сам спортсмен. Такие модели, как и модели предыдущей группы С, по своим внешним признакам, а также чистоте отделки и окраски должны напоминать обычные парусные суда.
Следует, однако, заметить, что одного полного сходства недостаточно. Бывает ведь так, что яхта выглядит как «живая», но ее ходовые качества совсем не высокие, а то и вообще плохие.
Поэтому от моделиста, строящего ту или иную модель группы Д, требуются, кроме навыков мастерства по внешней отделке своего произведения, и хорошее знание всего того, что касается парусов, их работы в воздушных потоках. Только при этом условии можно создать модель с нормальными ходовыми качествами, что обеспечит хорошее держание ее на курсе.
В тех случаях, когда вы используете ветровые рулевые устройства с установленными неподвижно закрылками, действующими как парус, их площадь включается в площадь самих парусов.
Для управления моделью, такелажем можно было бы применить электрические или механические аппараты и приборы. Они помогли бы влиять на ход модели после ее старта. То же самое можно сказать и о применении постоянных (жестких) направляющих устройств, находящихся вне свободно плавающих моделей. Однако применение всех этих «облегчающих» устройств классификационными требованиями запрещено. Такую модель с «дополнениями» спортивные судьи снимут с соревнований.
Все модели парусных яхт, включая и запасные, должны иметь постоянный номер, присвоенный федерацией, а также буквенные обозначения соответствующего класса гоуппы. Эти знаки располагаются на обеих сторонах грота. Причем высота и толщина не произвольные, а должны соответствовать определенным требованиям.
Обмерные точки на моделях яхт класса 10 отмечаются на рангоуте и палубе, включая и ватерлинии, а на моделях «М» и «X» — на рангоуте.
При этом все обмерные точки должны быть обозначены марками шириной 3 мм и длиной 15—20 мм. Делается это однозначно. На палубе передний край каждой марки служит исходной точкой для измерений.
Для моделей класса Д-М представляется целый ряд требований, исполнение которых обязательно. Так, общая длина марблхэда составляет 1270 ±6 мм. При этом размер кранца на носу в общую длину не включается, и все же он не может выступать более чем на 12,7 мм.
Устройство средних, боковых и скуловых подвижных килей, выступающих рулей, выносных поплавков, двойных или многосоставных корпусов и карманов в форме трубки не допускается. Запрещено также во время состязаний менять балласт или руль. Это исключение не распространяется на те случаи, когда руль по той или иной причине бывает поврежден.
5160 см2 — такова общая площадь парусов на моделях Д-М. Впрочем, она может быть и меньшей, но не превышающей названного размера.
Самая большая толщина мачт и гиков (рея, поддерживающая нижнюю кромку паруса) — 19 мм. Размеры этих деталей при вычислении площади парусов не учитываются. Если же они гнуты, учитывается увеличение площади парусов в итоге скругления.
В гроте (задний парус) можно устанавливать четыре латы длиной до 101 мм, а в стакселе (передний парус) — три длиной до 50,8 мм. Размещаются они примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.
Ширина фаловой дощечки у основания не более 19 мм.
Переходим к классификационным требованиям для класса Д-10.
Так же, как и на моделях класса Д-М, здесь не допускается установка средних, боковых и скуловых подвижных килей, плавников без скругленного перехода к корпусу, незакрепленный или изменяемый балласт и карманы в форме трубки, сменяемые во время соревнований и выступающие над водой рули.
В этом классе моделей максимальная толщина гиков больше, чем в Д-М, и составляет 20 мм. При измерении площади парусов ширина мачт, гиков и бушпритов учитываются.
Количество лат и их длина не ограничены, однако ширина лат должна быть не более 20 мм.
Нам известно из классификации, что модели Д-Х — свободного конструирования, то есть, здесь спортсмены сами выбирают и форму, и конструкцию своего произведения. Они могут делать модели с поплавками, катамараны, устанавливать шверты, кили и т. д.
Площадь парусов этого класса ограничена 7500 см2. Измеряется, как правило, всегда действительная их площадь, включая все скругления шкаторин, если высота скругления превышает 65 мм.
Спинакер (дополнительный парус, устанавливаемый в носовой части яхты) на этих моделях разрешается и не обмеряется, если его постановка осуществлена за три угла.
Мы знаем, что модели группы Е создаются самостоятельно. Однако спортсмены могут использовать многие детали и промышленного производства. Так, допускается применение готовых винтов, весел, флагов, флагштоков, кнехтов, якорей, лестниц и др. Можно также применять для изготовления корпуса и других частей полуфабрикаты. Имеется в виду штампованный корпус, его заготовка из дерева или пластмассы.
Следует заметить, что все перечисленные детали, которые спортсмен не делал самостоятельно, должны указываться в паспорте модели.
Исключая модели классов ЕН, ЕЛ и ЕК в масштабе 1:100, общая длина остальных моделей этой группы не может быть больше 2500 мм.
Автоматические устройства (гироскопические компасы, а также радио и световые рулевые устройства и прочая аппаратура) не разрешается устанавливать на моделях классов ЕН, ЕК и EX. К соревнованиям не допускаются также модели, которые удерживаются на курсе с помощью постоянных направляющих устройств.
Еще одно обязательное условие: представители группы Е не могут быть на буксире у других моделей, и должны быть оборудованы системой отключения двигателя, которая позволяет осуществить эту операцию после прохода моделью финиша. Пользоваться для таких остановок радио нельзя. Если же отказала система отключения двигателя, то за поломки модели спортсмен отвечает сам.
Модели классов ЕН, ЕК и ЕЛ должны соответствовать оригиналу своими штатными устройствами. Поэтому в них нельзя применять добавочные рули и другие детали, которых не имеет прототип. Между тем, гребной винт по диаметру может быть увеличен по сравнению с масштабным винтом в полтора раза, а площадь руля — не более чем в два раза.
По соответствующим рекомендациям эти модели строятся в следующих масштабах: 1:10, 1:15, 1:25, 1:50, 1:75, 1:100, 1:150 и 1:200. Если же они созданы по произвольному масштабу, то при определении масштабной скорости, их относят к ближайшему, но менее благоприятному масштабу (если, скажем, модель в масштабе 1:31, то к масштабу 1:50, а 1:60, к 1:75 и т. д.). Нетрудно догадаться, что в такой произвольности спортсмен ничего не выигрывает.
Названные модели подвергаются стендовой оценке по правилам стендовых соревнований, проходящих накануне ходовых.
На моделях классов ЕН и ЕК (для ЕЛ это необязательно) конструктивная ватерлиния выделяется окраской или отметками на корме, носу и посередине на обоих бортах.
Модель ЕХ — свободной конструкции и подлежит только ходовым испытаниям. Требования к ней следующие: она должна соответствовать по форме, окраске и оформлению той конструкции, которую спортсмен принял за основу, — будь то пассажирское, грузовое, спортивное судно или военный корабль.
Несмотря на свободную конструкцию, модель этого класса должна соответствовать основными своими данными — длиной, шириной, осадкой и снаряжением — общей конструкции судов (кораблей). Так, ширина модели должна составлять не менее 1/10 длины.
Это требование проверяется при регистрации и допуске модели к ходовым испытаниям.
На модели класса ЕХ можно устанавливать два руля и столько же плавников. Каждая из этих деталей не может превышать 8 см в высоту и 15 — в длину. А киль, отмеренный от днища модели в любой точке, не может быть больше 4 см.
Последняя классификационная группа Ф, как мы уже говорили, состоит из моделей с дистанционным управлением. Представляют они собой копию любого судна (корабля), но могут быть и свободной конструкции. Такая модель должна отвечать всем требованиям соревнования.
Остановимся на общих требованиях ко всем классам этой группы. Длина моделей не может превышать 2500 мм. Исключение составляют модели класса Ф2 в масштабе 1:100.
Для классов Ф1, ФЗ, Ф5, Ф6 и Ф7 стендовая оценка не проводится.
На моделях могут устанавливаться по несколько ДВС, однако при этом надо учитывать, что общий объем рабочей части цилиндров этих моторов не может превышать объема цилиндра того или иного класса. А воздушный винт устанавливается только при использовании ДВС до 2,5 см3.
Теперь поговорим о классификационных требованиях к некоторым моделям этой группы.
Скоростная модель свободной конструкции общей массой до одного килограмма — Ф1-Е1 кг — полностью снаряженная, взвешивается перед каждым стартом. После этого в модели нельзя делать никаких изменений.
Модель такой же конструкции — класс Ф1-Е>1 кг — общим весом свыше одного килограмма. Максимальное напряжение ее питания 42 В. Замер этого напряжения делается один раз, после чего не допускается сбивание напряжения путем пуска мотора на воде или же на берегу.
Скоростные модели свободной конструкции ФЕЕ и ФЕВ после контрольного взвешивания, замера напряжения и заправки баков остаются под наблюдением судейской коллегии. Этим самым исключается возможность участнику соревнования что-либо изменить в своей модели перед стартом.
Копию любого корабля или судна представляет собой модель класса Ф2. Диаметр ее винта может быть увеличен, но не больше чем в полтора раза, а площадь руля — в два раза по сравнению с масштабными размерами. При этом дополнительные винты, устройство и всевозможные изменения делать нельзя.
Фигурные курсы на соревнованиях выполняют модели класса Ф3-В, Ф3-Е. Первый класс имеет ДВС гребной или воздушный винт, второй — электродвигатель и гребной винт.
Модели класса ФСР участвуют в длительных групповых гонках. Для них количество и размеры баков с горючим не ограничены. Кстати, горючее можно применять любое.
Переключение скоростей (дросселирование) на модели обязательно.
Поскольку речь идет о групповых гонках, то здесь допускается исключительно супергетеродинная аппаратура (со сменными кварцами). Она позволяет запускать одновременно от 4 до 12 моделей.
Свои корабли или суда спортсмены окрашивают в разные цвета. При этом на каждой модели наносится на белом фоне черной краской заметный издали постоянный номер и принадлежность к классу. Высота этих букв и цифр не менее 50 мм.
Модели группы Ф5 подчиняются тем же классификационным требованиям при постройке, обмере и допуске к соревнованиям, что и неуправляемые модели яхт. Здесь каждый участник, по возможности, должен иметь для своего передатчика несколько пар запасных кварцев.
Во время соревнований могут случаться столкновения. Чтобы при этом предотвратить повреждение и поломки, на носу всех моделей необходимо иметь кранцы (выступающая часть корпуса произвольной формы) из пористого материала.
Таковы классификационные требования к спортивным моделям. Безусловно, что каждый судомоделист, решивший участвовать в соревнованиях, должен соблюдать все изложенные выше требования при постройке своей модели. Это будет залогом успеха и в самой работе над моделью, и в предстоящих состязаниях.