Мы с вами знаем, что плот — самый простейший представитель плавательных средств. Так вот, если для сооружения довольно примитивного суденышка потребовался проект, то что же тогда говорить о строительстве корабля. Где же строят суда?
Ответ здесь однозначный — на судостроительных заводах. В нашей стране они есть в Ленинграде и Николаеве, Горьком, Керчи... Кстати, это руками ленинградских корабелов возведены такие исполины, как атомные ледоколы «Ленин», «Арктика» имени Л. И. Брежнева, «Сибирь». Николаевские корабелы спускают на воду суда самых различных назначений: рыболовные, сухогрузы, спортивные, нефтеналивные. А горьковчане на своем Сормовском заводе строят не только речные, но и морские суда...
С чего же начинается будущее судно?
Конечно же, с проекта. А он состоит из целого комплекса чертежей, расчетов, ведомостей, пояснительных записок, смет и другой технической документации. Разрабатывается проект людьми самых различных профессий: кораблестроителями и механиками, специалистами по электронике и радиотехнике, холодильным установкам и кондиционерам... Трудно даже перечислить все отрасли науки и техники, знания которых необходимы для проектирования современного корабля.
Теперь проследим весь процесс рождения судна. Основанием для его проектирования является техническое задание. Оно разрабатывается в конструкторском бюро совместно с научно-исследовательскими организациями по судостроению. Инициатор разработки задания — заказчик, то есть та организация, которая будет эксплуатировать судно или корабль. В разработке задания может принимать участие и будущий завод-изготовитель.
Тип судна, район плавания, грузоподъемность, пассажировместимость, скорость, желаемый тип главного двигателя и другие общие сведения — основные параметры, которые должны быть определены в техническом задании. В большинстве случаев оно разрабатывается на основании результатов экономического анализа грузо- и пассажиропотоков на линии будущей эксплуатации судна. После тщательной и всесторонней разработки техническое задание утверждается заказчиком и Министерством судостроительной промышленности.
Имея задание, конструкторы разрабатывают эскизный проект судна, по которому проверяется совместимость требований, изложенных в данном задании. Одновременно в проекте разрабатывается документация, по которой можно судить о будущем судне, там же определяются главные размерения и форма корпуса. Иногда в случае необходимости, прорабатывается несколько вариантов будущего судна.
Тогда же, во время разработки эскизного проекта, определяется и место постройки — завод-изготовитель, а также предприятия-поставщики различного оборудования и материалов. При этом тщательно решаются вопросы экономической целесообразности строительства судна данного типа.
Теоретический чертеж и общее расположение судна — основные документы эскизного проекта.
Чтобы правильно решить все вопросы, связанные с архитектурным видом судна и размещением на нем оборудования и механизмов, изготовляют его модель и макеты некоторых узлов (например, машинно-котельного отделения).
К техническому проекту пассажирского судна прилагаются эскизы дизайнеров — специалистов по эстетической отделке судовых помещений и оборудования.
Изготовление рабочих чертежей, по которым будет осуществляться строительство, является последним этапом в проектировании.
Эти чертежи копируют на кальку с тех, которые выполнены «набело». А уже с кальки делают необходимое количество светокопий — так называемых «синек», которые поступают к рабочему.
Кстати, что такое «синька»? Ведь на самом деле копии чертежей чаще всего бывают розового или белого цвета. Дело в том, что еще полвека назад светочувствительная бумага после проявления становилась синего цвета, а сами чертежи и надписи к ним — белого. Вот эти самые отпечатки и назывались «синьками» (чертежи, изготовленные конструкторами на белой бумаге, — «белками»). Название «синька» прижилось поныне и означает оно, конечно же, не цвет документа, а просто — копию чертежа.
После получения технического проекта приступают к строительству судна. Осуществляется оно на специализированных предприятиях, которые в зависимости от организации производства делятся на три группы: судосборочные верфи, судостроительные верфи (рис. 59) и заводы.