Предстояла война со Швецией, и Петр I неуклонно расширял строительство кораблей. День и ночь трудились кораблестроители в Воронеже, Новгороде, Олонце, у Тихвина, в Старой Ладоге, на Чудском озере, на реках Луга и Ижора.
Уже в 1700 году было закончено строительство 58-пушечного трехмачтового корабля «Предестинация». В 1704 г. Петр I спроектировал корабль «Алифант» с тридцатью двумя пушками. В 1723 году был заложен первый в мире стопушечный корабль. Автором его проекта был Петр I. К 1714 году русский военно-морской флот состоял из 48 больших линейных парусных кораблей и 787 галер, а его личный состав — из 28 тысяч офицеров и матросов. В том же году русские моряки одержали в битве при Гангуте первую крупную победу над шведским, очень сильным для того времени флотом.
Выходы к Черному и Балтийскому морям были навсегда отвоеваны для нашего Отечества. После этого развитие кораблестроения продолжалось. Создание мощного флота нужно было и для обороны государства и для защиты морских путей сообщения.
В 1778 году был основан Херсон. На возведенной здесь верфи закладываются крупные боевые корабли. Через 13 лет, в 1787 году в Севастопольской бухте базировалось уже 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и более 70 мелких парусных и гребных судов.
В эти годы были построены для Балтийского флота такие корабли, которых не имела даже «владычица морей» Англия,— 120-пушечный линейный корабль-гигант «Благодать» и 100-пушечный «Ростислав».
Надо отметить, что корабли, построенные на русских верфях на высоком теоретическом и техническом уровне, были лучшими в мире, и это было доказано блестящими победами русского флота при Чесме (1770 г.) и Фидониси (1788 г.), у Калиакри (1791 г.) и при Корфу (1799 г.), при Наварине (1827 г.) и Синопе (1853 г.). Конечно, здесь сыграло особую роль прежде всего беспредельное мужество моряков и талант флотоводцев Ф. Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина, М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, В. Н. Корнилова. Но немаловажная роль принадлежала и отличным боевым и мореходным качествам судов.
В начале XIX века на смену парусному в России приходит паровой флот. О первом русском пароходе «Елизавета» (рис. 11), построенном в 1815 году, мы уже говорили. За ним появились и другие. Каждое новое судно имело те или иные усовершенствования, новшества. Так, в 1848 году на воду был спущен пароход «Отважный», первый, на котором вместо гребных колес был винт. Появившийся через пять лет винтовой фрегат «Архимед» имел мощность машин около 300 л. с. Конечно, эта цифра может вызвать у читателя улыбку. Однако для того времени мощность фрегата была очень большой.
Началась Крымская война. И хотя почти за 40 лет до ее начала в России уже строились паровые суда, война застала наш отечественный флот в основном парусным. Поражение под Севастополем научило многому. Для обороны государства требовался более мощный и надежный флот. А таким мог стать только броненосный. И он появился.
Броненосный фрегат «Севастополь» (1861 г.) был первым такого типа не только в России, но и во всем мире. Затем на вооружение флота поступили броненосные: канонерская лодка «Опыт», батареи «Первенец», «Не тронь меня», «Кремль»...
Событием не только в отечественном, но и мировом кораблестроении было появление в 1872 году броненосца «Петр Великий». Этот корабль по своим тактико-техническим данным — вооружению, защите, скорости хода, мореходным и маневренным качествам — намного превосходил своих предшественников. Новый броненосец имел 10105 т водоизмещения, его прочный корпус разделялся водонепроницаемыми перегородками, а паровые машины сообщали кораблю скорость до 14,5 узлов. Надо подчеркнуть, что именно этот тип броненосцев был принят затем во всех странах. Не имел себе равных в те времена и русский многобашенный броненосец «Чесма», спущенный на воду в 1883 г.
В русском флоте появляются минные катера, которые нашли самое широкое применение. Уже в 1880 году в России было более ста кораблей такого класса — больше, чем в любой другой стране. Например, Англия в то время располагала только лишь 69 катерами такого типа.
Дальнейшее оснащение флота и увеличение его мощи началось после применения в качестве судового двигателя паровой турбины (1892, г.), а также двигателей внутреннего сгорания на тяжелом топливе (1903 г.). В составе военно-морских сил появляются линкоры (рис. 12) типа «Севастополь» (1914 г.).
Конструкция кораблей этого типа была необычной: бимсы, стрингеры, шпангоуты, обшивка были легкими, но прочными. Вместо паровых машин на линкорах уже были установлены мощные паровые турбины. В результате увеличилась скорость и дальность плавания.