Большинство существующих проектов создания космических орбитальных станций предусматривают доставку на орбиту отдельных частей станции при помощи специальных многоступенчатых ракет и последующую сборку их на орбите. Интересна также мысль о сборке космической станции на Земле и выводе ее на орбиту в готовом виде.
Естественно, что для моделистов приемлем лишь этот вариант, так как ни на какую орбиту, да еще по частям, они ничего выводить не могут. Постройка же моделей орбитальных космических станций возможна и представляет для моделистов большой интерес. Первая модель космической орбитальной станции была сконструирована и испытана в 1970 г. инженером М. Ф. Кулашевым. На рис. 9 показан внешний вид этой модели.
Космическую станцию сначала предполагали запустить при помощи направляющей, проходящей по центру тяжести и центру давления модели. Затем у конструктора появилось более оригинальное решение: произвести запуск станции без направляющих, разместив двигатели вверху, что позволило переместить центр тяжести выше центра давления встречного потока на модель (напоминаем, что запуск без направляющих запрещен «Правилами ФАИ»),
Модель БК-1 (рис. 10) была построена из ватмана. Она имела вес 120 г и мидель 360 см2, т. е. в 70 раз с лишним больше миделя обычной модели ракеты. Жесткость корпуса модели обеспечивалась шпангоутами из тонкой фанеры и стрингерами. На чертеже (рис. 10) запроектированы два последовательно расположенных двигателя, хотя испытания проводились только с одним. Двигатели были использованы типа ДБ-51-С-10 с максимальной тягой 2,5 кг и временем действия 2 сек.
Модель БК-1 была запущена три раза. Взлет происходил строго вертикально со средним ускорением 8,2 м/сек2 и скоростью в конце активного участка 16,4 м/сек. Высота траектории на активном участке была 16,4 м и пассивном — 3,4 м. Полная высота полета модели 19,8 м.
Модель космической станции для простоты исполнения в сечении представляла собой ромб, хотя каплевидная форма явилась бы наилучшей. В этом случае станция в сечении имела бы вид прямоугольника, а ее верхнюю и нижнюю части можно было сделать из пенопласта.
Модели космических станций могут иметь не только форму круга. Их можно делать в форме шара, располагая двигатели так, чтобы центр тяжести неизменно был впереди. На моделях за счет их конструктивных особенностей возможны весьма интересные технические решения, направленные на снижение аэродинамического сопротивления.
Модели космических станций могут строиться по параллельной или комбинированной схеме. Например, по центру — двигатели первой ступени, по бокам — двигатели второй ступени, а двигатели третьей ступени либо по бокам, либо сверху первой ступени.
Система спасения модели может быть парашютная, роторная, ленточная и др., хотя могут быть решения и уникального характера. Например, модель может возвращаться на планирующем парашюте или иметь вид летающей тарелки.
Этот новый вид моделизма, безусловно, представляет собой большой интерес. И если раньше его считали частью ракетного моделизма, то сейчас ракетный моделизм называют ракетно-космическим, так как в него входят не только модели ракет, но и модели космических аппаратов.
Предложенные модели ракет надо рассматривать как примеры различных исторических этапов в развитии отечественного ракетомоделизма. В настоящее время отечественный ракетно-космический моделизм ушел настолько вперед, что эти модели или их некоторые конструктивные узлы можно использовать только на начальной стадии обучения. При этом надо помнить, что далеко не все рассмотренные модели соответствуют «Правилам ФАИ», а следовательно, не могут участвовать в соревнованиях.