Тогда можно построить более тяжелую, следовательно, и хуже летающую модель.
На фиг. 114 показан общий вид модели, а на фиг. 115 чертеж этой модели в трех проекциях.
Такую модель впервые построил московский авиамоделист Я. Эвентов. Почти все детали модели, за исключением винта, колес и фюзеляжа, изготовляют из стальной проволоки диаметром 0,6—0,8 мм. Фиг. 116 дает полное представление о конструкции и способе изготовления частей модели.
Первоначально нужно, пользуясь фиг. 115, вычертить в натуральную величину крыло, стабилизатор, киль и шасси. Фюзеляж изготовляем из сосны. Поперечное сечение фюзеляжа круглое, диаметр его 6 мм. Стабилизатор, киль и крючок для резиномотора выгибаем при помощи круглогубцев из одного куска проволоки (фиг. 116, А).
Хвостовое оперение к фюзеляжу прикрепляем нитками, Шасси изготовляем из двух кусков проволоки. Сначала делаем подшипник со стойкой шасси (фиг. 116, Б), а потом основные проволочные стойки.
Соединяем стойки между собой, спаиваем и прикрепляем их к фюзеляжу нитками. Два колеса выпиливаем лобзиком из фанеры толщиной 1 мм; втулку делаем из жести.
Крыло (фиг. 116, В), состоящее из кромок, нервюр и подкосов, изготовляем из проволоки диаметром 0,6—0,8 мм. Нервюры и подкосы приматываем к кромкам тонкой медной проволокой.
Крыло и стабилизатор обклеиваем папиросной бумагой с верхней стороны, а киль — с двух сторон.
Винт (фиг. 117) изготовляем из липового брусочка размером 125X11X8 мм. Шаблоны винта даны нами в натуральную величину.
Опишем способ крепления винта к оси и фюзеляжу. Один конец оси затачиваем и загибаем его в виде буквы Г. Вставляем ось в отверстие винта и забиваем загнутый конец во втулку винта. Затем, надев на ось две шайбы, вставляем ее в подшипник и другой конец ее загибаем круглогубцами в крюк (фиг. 117, В).
Резиномотор длиной 200 мм изготовляем из резиновой ленты сечением 1X4 мм или нити сечением 2X2 мм.
Крыло прикрепляем так, чтобы центр тяжести всей модели находился в первой трети длины центральной нервюры крыла, иначе говоря, на расстоянии 32 мм от передней кромки.
После проверки правильности сборки модели можно приступить к ее запуску. Первоначально выпускаем модель на планирование, не закручивая резиномотора. Для этого модель берем в правую руку за фюзеляж, между крылом и хвостовым оперением, и с небольшим толчком выпускаем ее в воздух. Регулируется эта модель так же, как и бумажные модели.
Лишь добившись хорошего и правильного планирования модели, мы можем выпустить модель в моторный полет. При закручивании на(до винт вращать в правую сторону (если смотреть на модель спереди). Резиномотор надо закрутить на 80÷100 оборотов.
Запуск модели в полет с мотором несколько отличается от запуска на планирование. Правой рукой надо держать модель за фюзеляж, а левой — за винт. Отпустив левую руку и да\в винту сделать несколько оборотов, выпускаем модель из правой руки с небольшим толчком в воздух.
Модель может пролететь в помещении по прямой линии 15—20 м.
В заключение раздела о комнатных моделях мы даем описание еще одной очень интересной модели, которая может служить хорошим подарком для ваших младших братьев и сестер. Конечно, запускать ее, особенно на первых порах, придется вам самим.
Эта модель с ангаром (фиг. 118 и 119) впервые была построена авиамоделистом О. Гаевским. Модель разбирается на части и складывается в ангар. Чертеж модели и размеры ее даны на фиг. 120.
Крыло н хвостовое оперение изготовляем из бамбука сечением 1X1 мм. Бамбук очень легко изгибается над пламенем спиртовки.
Крыло имеет только одну центральную нервюру, концы которой прикрепляются к фюзеляжу нитками или металлическими муфточка/ми. Киль и фюзеляж изготовляем из одного куска бамбука. Стабилизатор также имеет одну центральную нервюру, концы которой вставляются в муфточки, находящиеся на фюзеляже (фиг. 121). Муфточки следует надевать на реечки фюзеляжа до соединения концов реек.
Шасси и задний крючок с костылем изготовляем из стальной проволоки толщиной 0,5 мм, колеса из фанеры толщиной 1 мм, винт — из целлулоида толщиной 0,5 мм. Резиномотор состоит из двух резиновых ниток сечением 1X1 мм.
Способ запуска модели показан на фиг. 122. К колечку, укрепленному на левой половине крыла, прикрепляем нитку, идущую от конуса ангара. Затем, закрутив резиномотор, пускаем со стола модель в воздух. Модель кругами начнет летать вокруг ангара.
Конус при этом обязательно должен вращаться вокруг оси, на которой он укреплен к вышке. Модель сделает 7—8 кругов и плавно сядет обратно на стол.
Есть и другой несколько необычный способ запуска. Вышку с конусом прикрепляем к люстре, висячей лампе или гвоздю, вбитому в потолок так, чтобы конус был внизу. Закрутив резиномотор, выпускаем из рук модель в воздух. Она будет описывать плавные круги.
Наконец, модель можно запускать с рук по прямой линии. Дальность полета модели должна быть не менее 25—30 м.