На фиг. 148 изображена одна из таких моделей. Мы не будем подробно описывать постройку всех ее деталей, а остановимся лишь на) изготовлении поплавкового шасси, которое служит для взлета и посадки модели на воду, так как остальные части модели нам знакомы.
Модель имеет три поплавка: под фюзеляжем между винтом и крылом укреплены два передних поплавка, а под хвостовым оперением — задний поплавок.
Приступаем к изготовлению передних поплавков (фиг. 149). Сначала вычертим один поплавок в натуральную величину (вид сбоку и вид сверху).
Поплавок состоит из семи поперечных перегородок (шпангоутов), продольных планочек (стрингеров) и двух бобышек — передней и задней.
Шпангоуты (фиг. 149, Б) изготовляем из тонкой фанеры, лучше всего 1 мм.
Возьмем кусочек фанеры, зачистим его мелкой шкуркой и приступим к вычерчиванию на нем контуров шпангоутов. Внешние слои фанеры должны располагаться по вертикали.
Начертив все семь шпангоутов, подкладываем под нашу фанерку такой же кусок фанеры и аккуратно сбиваем их мелкими гвоздями. Гвоздей надо забить столько, чтобы их приходилось не менее двух на каждый шпангоут. Это позволит нам вырезать сразу два одинаковых шпангоута для обоих поплавков. Заготовленные шпангоуты следует еще раз тщательно зачистить шкуркой.
Вырезы в углах шпангоутов размером 1X1 мм делаем ножом у каждого шпангоута в отдельности.
Стрингеры изготовляем из бамбука прямоугольного сечения 1X1 мм, длину каждого стрингера определяем строго по чертежу.
Передние и задние бобышки — пробковые.
Сборку поплавков начинаем с прикрепления стрингеров к одной из бобышек. Затем на стрингерах укрепляем шпангоуты, а концы стрингеров крепим на второй бобышке. Места соединения временно перевязываем нитками.
Проверив по чертежу правильность сборки (не перекошены ли шпангоуты, не скручен ли весь поплавок) и убедившись, что все сделано правильно, палочкой смазываем горячим столярным или казеиновым клеем места соединений шпангоутов со стрингерами и места крепления стрингеров к бобышкам.
После того как клей засохнет, шкуркой очищаем поплавки от ниток и лишнего клея. Общий вид каркаса поплавка показан на фиг. 149, В. Затем к первому и седьмому шпангоутам прикрепляем нитками на клею планочки сечением 4X4 мм; длина этих планочек соответствует ширине шпангоутов. Прежде чем их прикрепить, в центре их прожигаем сквозную дырочку диаметром 0,75 мм; дырочку можно проколоть и тонким шилом.
Крепление поплавков (фиг. 150, А) состоит из двух V-образных стоек и одной поперечной перекладины. Эти стойки в свою очередь состоят из двух бамбуковых стоек размером 225X5X3 мм (фиг. 150, В) и одной крестовины, изготовленной из жести толщиной 0,3 мм (фиг. 150, В). Стойкам крепления поплавков сначала придаем прямо(-угольное сечение 5X3 мм, а затем переднюю кромку стойки делаем закругленной, а заднюю — острой. Таким образом стойки получились каплеобразного сечения.
Вычерчиваехм на жести две крестовины (фиг. 150, В) и вырезаем их аккуратно ножницами, заусеницы зачищаем напильником. Средней части крестовины придаем при помощи круглогубцев закругленную форму. Концы крестовины, которые имеют длину 25 мм, приматываем нитками к стойкам крепления.
Затем в стойках делаем вырез точно по длине и ширине концов крестовины. Стойки вместе с крестовиной обматываем нитками, следя, чтобы ряды ниток лежали плотно друг к другу. Только после этого нитки промазываем клеем. К нижним концам стоек приматываем нитками полуоси, изготовленные из 1 мм проволоки (фиг. 150, В). Предварительно на стойках ножом вырезаем желобки (гнезда) 1X1 мм и длиной 18 мм. В эти гнезда вставляем верхние концы полуосей и заматываем их нитками. Для того чтобы штырьки не выскакивали и не вращались, эти концы, предварительно остро заточив, изгибаем под прямым углом и забиваем непосредственно в стойку.
Поперечную планочку крепления (фиг. 150, Г) изготовляем из бамбука длиной 100 мм; планочка имеет каплеобразное сечение размером 5X3 мм. К концам планочки приматываем нитками четыре штырька, изготовленные из 1 мм стальной проволоки. Предварительно на планочке, как и ранее на стойке, делаем гнезда, а штырьки затачиваем и загибаем концы их под прямым углом.
Для того чтобы собрать шасси, вставляем штырьки V-образных стоек в отверстия (гнезда) крепления поплавков, а концы крестовины прикрепляем к рейке-фюзеляжу нитками.
После этого в местах пересечений двух V-образных стоек прокалываем дырки, куда вставляем штырьки поперечной планочки. Если поперечная планочка будет выскакивать из V-образных стоек, то концы штырьков следует загнуть.
Общий вид собранного шасси изображен на фиг. 150, А. Задний поплавок (фиг. 151) состоит из четырех стрингеров, четырех шпангоутов и двух бобышек (фиг. 151, Б). Перед изготовлением поплавок вычерчиваем в натуральную величину. Стрингеры изготовляем из бамбуковых палочек длиной 125 мм и сечением 1X1 мм, шпангоуты, имеющие круглую форму, изготовляем из тонкой фанеры, бобышки — из пробки или из сосновой коры.
Сборка заднего поплавка ничем не отличается от сборки передних поплавков.
Задний поплавок крепится к фюзеляжу 1 мм стальной проволокой, один конец которой прикрепляем ко второму шпангоуту поплавка, а другой — к задней бобышке фюзеляжа.
Общий вид крепления заднего поплавка показан на фиг. 151, В и Г.
Поплавки обклеиваем двумя слоями папиросной бумаги. Хорошо их покрыть после этого бесцветным эмали-том, а затем уже и лаком (спиртовым или масляным) для того, чтобы поплавки не пропускали воду.