Фиг. 152 дает общее представление о модели.
Попробуем построить ее1. Из листа 3-мм фанеры выпиливаем фюзеляж модели (фиг. 153, каждая клетка в натуре равна 10X10 мм).
Отверстие в носовой части фюзеляжа служит для помещения груза (свинца); среднее — для крепления крыла, заднее — для крепления руля высоты.
Фиг. 154 дает представление о конструкции крыла модели. Как -видно, оно мало отличается от крыльев вышеописанных нами моделей. Нервюры выпиливаются из фанеры. Крыло обтягивается плотной бумагой с обеих сторон. На фиг. 154, А показаны размеры самой большой (1-й) и самой маленькой (9-й) нервюр крыла (каждая клетка в натуре равна 5X5 мм).
Остов крыла (передние и задние кромки, закругления) изготовляем из сосновых планочек сечением 6X3 мм.
Для большей устойчивости модели в полете крыло ее имеет довольно большое V.
Руль высоты изготовляем целиком из 3-мм фанеры (размеры его см. на фиг. 152). К концам фанеру делаем несколько тоньше. Остальные детали изображены на фиг. 155.
Приступаем к сборке модели. В средний вырез фюзеляжа вставляем крыло. Оно должно держаться прочно за счет трения.
В заднее отверстие вставляем руль. Крепится он при помощи резиновой ленты, концы которой прибиты к верхней поверхности руля. Лента охватывает сверху зазубренную хвостовую часть фюзеляжа и должна быть достаточно сильно натянута.
Снизу фюзеляжа укреплены четыре кольца из проволоки для бечевки, которая проходит вдоль фюзеляжа с обеих его сторон к рулю. Эти бечевки являются уздечкой нашего планера-змея, и в полете, при порывах ветра, управляют рулем, обеспечивая тем самым устойчивый полет модели при порывистом ветре.
Наконец, в переднее отверстие вкладываем груз (шарик или диск из свинца, например), величина которого подбирается такой, чтобы центр тяжести модели находился примерно на половине ширины крыла модели. После этого отверстие с грузом заклеивается двумя кружочками из плотной бумаги2.
Запускают модель так же, как и обычный змей вдвоем — один держит и выпускает модель, второй бежит против ветра, имея в руках катушку с нитками. Выпускать такую модель немного труднее, чем обычный змей. Особенность этого планера в том, что, сильно потянув за бечевку, мы поворачиваем книзу руль и заставляем модель спускаться быстрее.
Для любителей планеров-змеев приводим еще две модели: «небесную стрелу» (фиг. 156) и «многокрылый планер-змей» (фиг. 157). Конструкция у них такая же, как и у первого планера, поэтому постройка их не вызовет затруднений.
На фиг. 158 изображен планофор Альфонса Пено. Это была первая летающая модель с резиновым мотором. Она в 1871 г. была продемонстрирована в полете во Французской Академии Наук.
Для тех кто бы сам захотел построить такую модель, приводим некоторые данные ее: размах крыла 450 мм, вес 15,0 г, вес резиномотора 5 г.
Как видно из фиг. 158, модель не имеет киля, а винт у нее толкающий, помещенный сзади модели.
Примечания
1. Следует иметь в виду, что в США эти планеры строятся из бальзы и поэтому очень легки. При выполнении их из фанеры летные качества окажутся неизбежно хуже, если, конечно, не изменить конструкции.
2. Можно предполагать, что груз должен быть подвижным, это позволит ему при резких порывах ветра смещаться вперед, изменяя центровку модели, что будет способствовать увеличению устойчивости. Однако, так как груз достаточно мал, удовлетворительный эффект получится лишь у очень легкой модели.