Для этого нужно много и упорно работать, начиная с простейших и кончая сложными моделями.
В кружках, которые организуются при школах, станциях юных техников, домах и дворцах пионеров, всегда начинают с постройки и запуска различных летающих игрушек. Для их постройки требуются буквально минуты, но они научат вас многому. Вы познакомитесь с устройством и основными частями самолета, научитесь запускать и регулировать простейшие модели, узнаете назначение отдельных частей самолета, получите навыки в обращении с инструментом и навыки по обработке материала. Так вы подготовитесь к постройке более сложных летающих моделей.
В кружках авиамоделистов пионеры и школьники строят различные летающие модели, овладевают авиационной техникой. Кроме постройки летающих моделей юные авиамоделисты занимаются изучением теории авиации, знакомятся с историей развития авиации и воздухоплавания, с историей советского воздушного флота.
После постройки летающих игрушек обычно приступают к постройке воздухоплавательных аппаратов. Простейшим воздухоплавательным аппаратом, который строят в кружках, является, как вы уже знаете, воздушный шар-монгольфьер.
Лучшие полеты шаров-монгольфьеров регистрируются в качестве всесоюзных рекордов по дуальности, продолжительности и высоте полета. Рекорды устанавливаются отдельно по шарам диаметром 1,5; 3 и 5 м.
Монгольфьер диаметром 1,5 м, построенный командой дворца, пионеров г. Винницы (УССР) 24 февраля 1938 г. пролетел по прямой линии 58 км. Такой же шар, изготовленный школой № 12 в г. Троицке Челябинской области, летал в течение 2 ч. 15 м. 5 с. Монгольфьер диаметром 3 м, построенный командой дворца пионеров г. Винницы, пролетел по прямой линии 109,5 км, а шар диаметром 5 м пролетел даже 150,0 км.
Рекорд продолжительности полета монгольфьеров (2 ч. 40 м.) принадлежит команде Сухомского аэроклуба. Кроме монгольфьеров в кружках авиамоделистов строят также и нелетающие модели дирижаблей.
Мы уже описывали постройку и запуски плоских змеев с хвостами. Эти змеи, как вы знаете, дают малую тягу и неустойчивы в полете. Коробчатый змей более устойчив в полете, дает большую тягу, которую можно использовать для катания на лыжах зимой и в лодках летом. Кроме того, сделав воздушный почтальон, мы легко можем со змея сбрасывать листовки, куклы-парашютисты и т. д.
Замечательные полеты воздушных змеев также регистрируются в качестве всесоюзных рекордов. В настоящее время всесоюзный рекорд принадлежит команде саратовского дворца пионеров. Их поезд воздушных змеев поднялся на высоту 1800 м.
В кружках авиамоделистов вы научитесь строить различные модели самолетов.
Схематические модели самолетов бывают тракторные1, т. е. с тянущим винтом, и утки, т. е. со стабилизатором, расположенным не сзади, а> спереди модели. Как мы сказали, винт у моделей тракторного типа тянущий, т. е. находится впереди модели и, ввинчиваясь в воздух, тянет модель за собой. Схематическая модель типа утки состоит из тех же деталей, что и модель тракторного типа, но обычно не имеет шасси.
На этих моделях ставят толкающие винты, которые размещают позади модели. Такой винт толкает модель и передвигает ее вперед.
Схематические модели просты в постройке и обладают хорошими летными качествами. В таблице рекордов приведены рекорды схематических моделей.
Схематические модели гидросамолета строят главным образом тракторными. Утки встречаются очень редко.
В конструкции разница заключается лишь в том, что гидромодель вместо колесного имеет поплавковое шасси. Достижения гидромоделей заметно меньше, чем у обычных сухопутных моделей. Всесоюзный рекорд дальности полета схематической модели гидросамолета 722 м принадлежит новосибирскому авиамоделисту В. Григорьеву.
Рекорд продолжительности 2 м. 03 с. установлен чкаловским авиамоделистом Г. Лавренко. В кружках строят схематические модели автожира, ракетные, скоростные и т. д. Скоростная схематическая модель авиамоделиста А. Сибатуллина установила всесоюзный рекорд скорости (28,55 м/сек) на дистанции 50 м.
Авиамоделист, успешно освоивший постройку и запуск схематических моделей, а также усвоивший теорию авиации, должен сдать нормы на значок ЮАС (юный авиастроитель) . Дальнейшая работа кружка авиамоделистов заключается в постройке фюзеляжных моделей планеров, самолетов, гидросамолетов и моделей с бензиновыми моторами.
Модели планера запускаются с рук, с амортизатора и с леера с разбегом. Международный рекорд дальности полета по фюзеляжным моделям планеров 64 км 248 м установлен советским авиамоделистом М. Шибиркиным.
Международный рекорд продолжительности полета по этому типу моделей 2 ч. 21 мин. 6 сек. установил швейцарский авиамоделист Т. Гаслах.
Хороших результатов по моделям планеров типа бесхвостки добился авиамоделист Лебедь. Его модель на XII Всесоюзных состязаниях в 1938 г. летала 18 м. 01 с.
Фюзеляжные модели самолетов делятся на скоростные, высотные и модели, рассчитанные на дальность и продолжительность полета. Наиболее распространенной схемой фюзеляжной модели является схема с высоким расположением крыла. Реже встречается низкое расположение крыла. Моделисты предпочитают строить одномоторные модели; двухмоторные фюзеляжные модели насчитываются единицами. Резиномотор у таких моделей расположен внутри крыла. Строят также и фюзеляжные модели копии, снабжая их иногда различными приспособлениями для сбрасывания парашютов, механизмами для управления полетом и др.
Советские авиамоделисты добились хороших результатов. Международный рекорд скорости полета фюзеляжной модели принадлежит авиамоделисту В. Давыдову. Его модель на дистанции в 50 м показала среднюю скорость 109,250 км/час.
А фюзеляжная (сухопутная) модель самолета конструкции московских авиамоделистов М. Зюрина и Л. Воробьева при старте с рук показала дальность 1550 м и тем самым установила международный рекорд.
Эта же модель продержалась в воздухе 7 м. 15,2 с., установив всесоюзный рекорд. Среди фюзеляжных моделей гидросамолетов помимо поплавковых встречаются такие, у которых фюзеляж выполнен в виде лодки. Такая модель называется летающей лодкой. Лучших результатов по гидросамолетам добился авиамоделист В. Басов; на XIII Всесоюзных состязаниях летающих моделей он установил сразу два всесоюзных рекорда) — дальности 572 м и продолжительности — 1 м. 15 с.
В кружках изучают авиационный и специальный авиамодельный мотор, предназначенный для установки на летающую модель самолета.
Постройка летающих моделей с бензиновым мотором и самих моторов является высшей ступенью авиамоделизмё. Модель с бензиновым мотором является по сути дела маленьким самолетом. В нем мы находим все элементы настоящего самолета. Расчет такой модели ведется в основном по тому же методу, что и расчет настоящего самолета.
Первая летавшая модель с бензиновым мотором была построена группой авиамоделистов, под руководством одного из авторов этой книги, в 1936 г. Эта< модель установила первые всесоюзные рекорды дальности (2,5 км) и продолжительности (8 м. 15 с.) полета.
Первый международный рекорд дальности полета (21,857 км) модели самолета с бензиновым мотором был установлен в 1938 г. советским авиамоделистом М. Зюриным, а рекорд продолжительности (38 м. 30 с.) — М. Шаровым. Эти первые рекорды наши советские авиамоделисты впоследствии превысили в несколько раз. Теперь международные рекорды дальности полета (135,41 км) и продолжительности полета (2 ч. 17 м. 48 с.) принадлежат советским авиамоделистам. Рекорд дальности установил московский авиамоделист Л. Воробьев, а продолжительности — новосибирский авиамоделист Н. Трунченков.
Международные рекорды дальности и продолжительности полета фюзеляжной модели гидросамолета с бензиновым мотором также принадлежат советским авиамоделистам. Модель харьковского авиамоделиста Н. Козловского пролетела 25,542 км, а модель башкирского авиамоделиста Л. Челнинцева находилась в воздухе в течение 1 ч. 04 м. 42 с.
Советским авиамоделистам принадлежат и международные достижения по высоте полета различных моделей.
Наибольший потолок показала фюзеляжная модель гидросамолета с бензиновым мотором бакинского авиамоделиста И. Кавсадзе. Она поднялась на высоту 4110 м.
Сухопутная модель самолета с бензиновым мотором авиамоделиста Московской области А. Рынейского побывала на высоте 2611 м, а фюзеляжная модель планера ленинградца Н. Енина — на высоте 470 м.
Рекорды высот были зарегистрированы специальными миниатюрными барографами, весом всего лишь в 25 г.
Всего нашими авиамоделистами по сегодняшний день установлено 35 международных достижений.
Таким образом советские авиамоделисты на деле доказывают, что наши модели летают быстрее, Дальше и дольше многих зарубежных моделей.
Авиамоделизм харакатерен тем, что увлечение с детских лет неизбежно приводит к изучению авиационной техники и приобщает на всю жизнь к.авиации. Вот почему так часто можно встретить бывших авиамоделистов и за штурвалом самолета, и у чертежного стола конструкторского бюро, и на авиационных заводах, и в качестве преподавателей авиационных училищ, техникумов, институтов и академий. Многие из них добились блестящих успехов в различных областях авиационной науки и техники и заслужили правительственные награды.
Лучшие из них удостоены высоких званий Героя социалистического труда, Героя Советского Союза. Честь им и слава!
Примечания
1. Слово «трактор» означает «тягач».