Прежде чем приступить к постройке модели какого-либо определенного типа самолета, полезно ознакомиться с процессами изготовления этих моделей1.
Лучше всего нелетающие модели-копии строить из липы; вы уже убедились в этом, когда изготовляли винты. Липа; легко режется перочинным ножом, хорошо обрабатывается напильником, осколками оконного стекла и шкуркой. Вот почему мы и рекомендуем для постройки таких моделей именно липу. В крайнем случае можно использовать сухие осиновые, ольховые, березовые бруски.
На фиг. 159 показана модель современного двухмоторного самолета, расчлененная для наглядности на основные части.
Постройка такой модели начинается с изготовления фюзеляжа. Процесс изготовления фюзеляжа показан на фиг. 160.
Работу начинаем, когда уже заготовлены шаблоны с разметками бруска (фиг. 160,А).
Затем выпиливаем или обрезаем брусок ножом по контурам (фиг. 160, Б) и при помощи шаблона наносим на опиленные места очертания будущего фюзеляжа.
После этого выпиливаем две другие стороны фюзеляжа (фиг. 160, В) и снова наносим продольную ось (фиг. 160, Г).
Затем начинаем ножом первоначальную (грубую) отделку фюзеляжа (фиг. 160, Д).
Для того чтобы фюзеляж был воспроизведен по возможности точно, нам понадобятся еще несколько шаблонов (поперечных; фиг. 160, Е). Вот почему вы в дальнейшем на чертежах наших моделей увидите несколько шаблонов, рассекающих поперек фюзеляж в тех или иных местах.
Наконец, обрабатываем фюзеляж напильником и шкуркой (фиг. 160, Ж).
На фиг. 161 показана последовательность обработки крыла самолета). Сначала на дощечке отмечаем линии скоса (фиг. 161, А), так как крыло к концам тоньше, чем в центре. Затем рубанком срезаем лишнюю древесину. Накладываем шаблон крыла и обводим его карандашом (фиг. 161, Б). Выпилив контуры крыла, наносим несколько дополнительных линий, которые в дальнейшем понадобятся нам (фиг. 161,В). Обрабатываем крыло рубанком (фиг. 161, Г), ножом и шкуркой, вложив в нее прямоугольный брусок (фиг. 161, Д), наметим элероны (фиг. 161, Е), разрежем крыло поперек пополам, обработаем торцы и получим угол крыла N (фиг. 161, Ж).
Крепление моторов самолета подробно показано на фиг. 162.
Фиг. 163 дает представление об изготовлении и креплении хвостового оперения.
Окончательная отделка модели показана на фиг. 164.
Примечания
1. В США такие нелетающие модели строятся главным образом из бальзы — материала, который очень легко обрабатывается острой бритвой. Замена бальзы липой (ольхой, кленом, тополем и т. п.) сделает постройку модели более трудной. Это, однако, окупается большей прочностью и долговечностью моделей.