Самолет УТ-1 сконструирован известным конструктором самолетов Героем Социалистического Труда т. Яковлевым А. С.
Тов. Яковлев в детские годы занимался авиамоделизмом, затем планеризмом и в дальнейшем стал опытным конструктором самолетов.
Самолет УТ-1 сухопутный, но его очень легко превратить в гидросамолет: для этого нужно заменить колесные шасси на шасси с поплавками.
Прежде гчем начать постройку модели УТ-1, нужно познакомиться с его основными частями (фиг. 165).
Для постройки нам нужен будет инструмент, которым мы уже пользовались при постройке других моделей. Из материалов необходимы липа или сосна, фанера толщиной 3—4 мм, бамбук, столярный клей, булавки, бумага и краски. Чтобы успешно построить модель, работайте точно по чертежам и пользуйтесь только совершенно исправным и острым инструментом.
Сначала надо будет изготовить чертежи в натуру фюзеляжа, крыла, стабилизатора, киля, шасси, поплавков и винта.
Можно, пользуясь фигурами, чертить детали модели прямо на материалах, из которых будут изготовляться те или иные части.
На фиг. 166 приведены общий вид и размеры модели самолета УТ-1, уменьшенного в 20 раз. Дан вид сбоку, сверху (план) и спереди. Такой чертеж называется чертежом в трех проекциях (видак).
Вычерчивать общий вид не следует, лучше изготовить чертежи каждой детали на отдельных листах бумаги.
Начнем с фюзеляжа. Нам нужно, пользуясь фиг. 167, вычертить шаблоны фюзеляжа (вид сбоку и сверху). Проводим линию АА и отмечаем на ней длину фюзеляжа, равную 250 мм (фиг. 167, I). Затем восстанавливаем к линии АА перпендикуляры 1, 2, 3,.... 7 на расстояниях, указанных на фиг. 167, I. Номера перпендикуляров обведены кружочками. На первом перпендикуляре откладываем вверх и вниз по 6 мм от оси АА, на втором вверх 19 мм, на третьем вниз 23 мм и т. д., наконец, на последнем перпендикуляре откладываем вниз 5, а вверх 28 мм. От верхнего конца отрезка, равного 28 мм, откладываем влево 5 мм.
Полученные точки соединяем прямыми линиями. Точки первого, второго и третьего перпендикуляров соединяем плавными кривыми линиями при помощи лекала2, или в крайнем случае, от руки. Также вычерчиваем другой шаблон фюзеляжа — вид сверху.
Для вычерчивания крыла (фиг. 168) сначала также проводим горизонтальную линию АА и пересекаем ее перпендикулярами, на которых вверх и вниз откладываем размеры, указанные на фиг. 168.
Вычерчивание остальных частей модели (фиг. 169, 170, 171 и 172) не требует пояснений. На чертежах деталей размеров указывать не нужно. Все шаблоны нужно аккуратно вырезать по внешним линиям ножницами, обязательно сохранив осевые линии.
Чертеж шаблона одной половины винта дан нами в натуральную величину на фиг. 173, А.
Вычертив все детали модели, мы можем приступить к их изготовлению.
Фюзеляж
Фюзеляж (см. фиг. 167) изготовляем из липового брусочка размером 250X36 мм3. Его нужно выстругать рубанком до этих размеров, а потом на боковых сторонах его провести горизонтальные линии. Затем, наложив на брусочке боковой шаблон так, чтобы линии АА на шаблоне и брусочке точно совпадали, обведем шаблон карандашом и получим на брусочке боковой вид фюзеляжа (фиг. 167, II). Точно так же расчерчиваем и другую сторону брусочка. После этого аккуратно, плоской стамеской и ножом, вырезаем фюзеляж. Для облегчения работы можно сделать пропилы.
После этого можно приступить к расчерчиванию фюзеляжа сверху и к дальнейшей обработке его (согласно фиг. 167, III). Состругивать заштрихованные части, показанные на; фиг. 167, III, удобнее рубанком.
Предварительно необходимо просверлить коловоротом углубление, являющееся «кабиной» пилота.
Вырез для крепления крыла делается пилой, плоской стамеской или ножом. После этого мы можем приступить к дальнейшей обработке фюзеляжа, который должен иметь форму, показанную на фиг. 167, IV.
Сечения фюзеляжа в некоторых местах показаны на фиг. 167, I. Окончательную обработку фюзеляжа производим рашпилем, стеклом и, наконец, стеклянной бумагой.
Крыло
Крыло изготовляем из липы или сосны. Сначала возьмем брусочек немного больших размеров., чем это указано на фиг. 168 внизу, и аккуратно обстругаем его рубанком до высоты 20 мм и ширины 95 мм. Затем отпилим лишние части так, чтобы длина брусочка была 360 мм.
Далее брусочек (заготовку) расчерчиваем вдоль и поперек по фиг. 168, I—II. При помощи шаблона вычерчиваем крыло (вид сверху) с двух сторон брусочка. После этого обрезаем пилой заштрихованные лишние части брусочка и расчерчиваем на будущем крыле его вид спереди.
Дальнейшую обработку крыла ведем рубанком, стамеской, ножом и рашпилем. Такой обработкой придаем крылу форму, показанную на фиг. 168, III, и делаем вырез для крепления крыла к фюзеляжу.
Форма поперечного сечения (профиль) крыла в середине и на концах показан на фиг. 168, I (по сторонам крыла); как видно, крыло имеет переменный профиль, постепенно утоньшающийся к концу крыла.
Стабилизатор и киль
Стабилизатор и киль (фиг. 169 и 170) изготовляем из фанеры толщиной 4 мм. Лучше всего эти части выпиливать лобзиком. Стабилизатор и киль имеют симметричный профиль, который к концам, так же как и у крыла, постепенно утоньшается. Сделать такой профиль очень легко: нужно заднюю кромку сточить на-нет, а передней придать закругленную форму. Эту операцию следует производить напильником. Окончательно стабилизатор и киль обрабатываем стеклянной бумагой. Шасси (колеса с обтекателями) изготовляется также из липовых брусочков размерами 81X53X10 мм (фиг. 171). Обтекатель с колесом следует обрабатывать, главным образом, ножом, а затем полукруглым напильником и, наконец, стеклянной бумагой. Шасси крепится к крылу при помощи двух шипов круглого сечения диаметром 2 мм и стоек из бамбука.
Поплавки
Поплавки (фиг. 172) изготовляем из липы. Процесс их изготовления такой же, как и фюзеляжа. Стойки для крепления поплавков к фюзеляжу изготовляем из бамбука. Сечение стаек каплеобразное; толщина их 2 мм, а ширина 3—3,5 мм. Концы стоек имеют круглые шипы, которыми стойки крепятся к фюзеляжу.
Винт изготовляем из липового брусочка размером 110X10X6 мм.
Шаблоны винта приведены на/ фиг. 173 в натуральную величину.
На фиг. 173, Е справа показана разрезанная на части лопасть винта. Видно, что лопасть не только утоньшается к концу, но меняется и профиль ее.
Цилиндры мотора (фиг. 174) изготовляем из восьми фанерных или картонных дисков. На каждый цилиндр нужно три диска диаметром 9 мм и три диска диаметром 10 мм. Вырезаем их из фанеры или картона толщиной 1 мм. Остальные два диска диаметром 6 и 10 мм выполняем из фанеры толщиной 2 мм. Все диски склеиваются между собой. На верхнем диске делаем пропилы глубиной 0,5—1 мм. Таких цилиндров нужно изготовить 5, поэтому фанерные или картонные диски нужно заготовить сразу на все цилиндры.
Все части модели сделаны, можно приступить к сборке. Наносим на крыле бороздки, отделяющие элероны от крыла, а на горизонтальном и вертикальном оперении — бороздки, отделяющие стабилизатор от рулей высоты и киль от руля поворотов. Сборку фюзеляжа начнем с хвостового оперения. Сначала укрепляем стабилизатор. Для этого на фюзеляже делаем пропил шириной 4 мм (см. фиг. 167, IV), куда (на клею) вставляем стабилизатор.
На фюзеляже делаем щели, куда так же на клею вставляем шипы киля. Крыло вставляется в вырез фюзеляжа и крепится там на клею. Смазывать клеем нужно одну какую-нибудь часть — вырез в крыле или вырез в фюзеляже. Для того чтобы укрепить колеса и поплавки нужно на крыле, согласно чертежу, сделать отверстия, в которые и будут вставляться концы стоек.
Отверстия нужно делать очень аккуратно, шилом, помня, что некоторые отверстия должны идти не под прямым углом по отношению к крылу, а немного наклонно в сторону. Стойки к поплавкам приклеиваем наглухо.
Винт и цилиндры мотора прибиваем булавками пли тонкими гвоздями.
Окрасить модель можно белой гуашью. Полоски на руле поворотов и винт нужно окрасить в красный цвет. Хорошо выглядит модель, если ее покрасить алюминиевым порошком.
Примечания
1. УТ — означает «учебно-тренировочный» самолет, цифра 1 — номер конструкции самолета.
2. Лекало—чертежный инструмент, служащий для проведения кривых линий.
3. Припуск на обработку нигде не показан.