Гильзовые цилиндры не имеют на себе ребер охлаждения. Они представляют собой гильзу с окнами выхлопа и перепуска, которая вставляется в картер (рис. 110). В этом случае перепускные каналы образуются между стенками картера и гильзой или их делают в теле гильзы. Для обеспечения наиболее быстрого перетекания газов в гильзах делают дополнительные отверстия ниже окон перепуска (рис. 111).
Цилиндры и гильзы делают из чугуна или стали. Внутренняя поверхность должна быть твердой и гладкой: чем тверже и глаже .вся поверхность, называемая зеркалом, тем долговечнее будет двигатель. Необходимая твердость поверхности достигается путем высокочастотной закалки всего цилиндра, или закалки внутренней поверхности, цементации, азотирования или цианирования.
Точение и шлифование оставляет на поверхности зеркала цилиндра следы обработки в виде мельчайших канавок. Если зеркало цилиндра (внутреннюю поверхность) оставить в таком виде, то после непродолжительной работы двигателя вершинки канавок сотрутся, появятся зазоры и двигатель потеряет компрессию. Наиболее гладкой поверхности можно достичь притиркой. Притирать цилиндр надо чугунным или медным разжимным притиром (рис. 112), применяя сначала 20-микронный порошок олунда, затем 10—7-микронный; окончательная доводка делается пастой ГОИ. По мере необходимости притир разжимают, завинчивая гайку. После окончания притирки цилиндр надо тщательно промыть в бензине или керосине.