Картер — корпус, в котором монтируются все остальные детали двигателя. На нем же имеются лапки или ушки для крепления двигателя на модели. В двухтактных двигателях картер,. кроме того, является промежуточным резервуаром, в который засасывается и сжимается рабочая смесь, до начала перепуска ее в цилиндр. Поэтому в таких цилиндрах внутренняя полость картера должна быть герметичной.
Цилиндр служит камерой, в которой сгорает рабочая смесь; в нем движется поршень. Внутренняя поверхность, по которой движется поршень, называется зеркалом цилиндра. В стенках цилиндра имеются продувочные и выхлопные окна.
Коленчатый вал преобразует поступательное движение поршня во вращательное движение колен вала.
Шатун соединяет мотылевую шейку коленчатого вала с поршнем.
Поршневой палец соединяет поршень с шатуном.
Поршень служит для сжатия рабочей смеси в цилиндре, передачи давления газов на шатун и засасывания в картер горючей смеси.
Головка цилиндра — отъемная или неотъемная, замыкает верхнюю часть цилиндра.
Калильная свеча воспламеняет сжатую рабочую смесь в цилиндре.
Крышки картера закрывают полость картера.
Опорная шайба создает упор для воздушного винта и передает ему крутящий момент.
Зажимная шайба прижимает посредством гайки воздушный винт к опорной шайбе.
Подшипники вала — носовой и корневой.
Всасывающий патрубок подводит воздух к карбюратору и горючую смесь в картер.
Карбюратор дозирует и распыляет топливо; имеет следующие части: жиклер — трубка с тонким проходным отверстием для протекания топлива, игла жиклера регулирует проходное отверстие в жиклере, фиксатор иглы предотвращает самопроизвольное движение иглы жиклера.
Наличие перечисленных деталей является характерным для всех калильных авиамодельных двигателей. Однако их конструкции, в особенности конструкции деталей распределения, всасывания и жиклеров, бывают весьма разнообразные.
Компрессионные авиамодельные двигатели (рис. 25) характерны там, что они имеют регулируемую степень сжатия и не имеют свечи. Для регулировки степени сжатия служат:
- контрпоршень, перемещающийся в верхней части цилиндра под воздействием регулировочного винта и давления газов в цилиндре;
- регулировочный винт, посредством которого перемещают контрпоршень;
- фиксатор регулировочного винта, который препятствует самоотворачиванию винта.
Конструкция двигателя в целом, а также конструкция отдельных деталей аналогична с калильными и зависят от того, как решает задачу конструктор. Бензиновые двигатели в отличие от калильных и компрессионных имеют систему зажигания, которая, как правило, у микролитражных двигателей состоит из прерывателя, бобины, батарей конденсатора и системы проводов. Благодаря тому, что в системе калильных и компрессионных двигателей удалось упразднить перечисленные детали, вес двигателя в его рабочем состоянии на модели стал в два-три раза меньше.
Кроме того, благодаря сокращению числа взаимодействующих агрегатов калильный двигатель стал более надежным, а ликвидация потерь мощности на трение в прерывателе повысила его литровую мощность.
Перечисленные преимущества были столь очевидны, что за период последних пяти-шести лет бензиновые двигатели стали уступать калильным по всем показателям. Кроме того, вследствие наличия многих трудоемких деталей они дороже. Эти обстоятельства привели к тому, что, к настоящему моменту бензиновые двигатели для летающих моделей почти совсем не применяют.
Преимущества калильных двигателей перед искровыми были известны, но использовать их не удавалось до тех пор, пока не были подобраны специальные свечи и горючее, обеспечивающие легкий запуск и устойчивую работу двигателя.
Для двигателей с рабочим объемом более 20—30 см3 электроискровое зажигание применяется. Так, например, такие двигатели ставят с успехом на модели судов, на которых лишний вес двигателя не является решающим фактором.