Крутящий момент двигателя при различных числах оборотов определяют на балансирном станке. Это очень несложный прибор, который каждый сможет сделать самостоятельно из подручного материала. Приводим схемы двух типов балансирных станков.
Первая схема — крутящий момент измеряется углом отклонения рамы, на которой установлен двигатель (рис. 203). Порядок нанесения шкалы отсчета состоит в следующем: мотор закрепляют на раму балансирного станка. На ось заднего шарнира рамы устанавливают диск диаметром 200 мм (рис. 204) и закрепляют его шурупами. Диск обвивают тонкой проволокой, к которой поочередно подвешивают гири весом 25, 50, 75 г и т. д.
Под действием веса гири груз на балансирном станке поднимается, а в-месте с ним и вся рама станка со стрелкой отсчета крутящего момента будет отклоняться. Отметив рисками отклонения стрелки, соответствующие всем грузам, против каждой отметки надо написать крутящий момент, который будет равен произведению радиуса диска в сантиметрах на вес груза в килограммах, т. е. соответственно равен 0,025 кг/см, 0,05 кг/см и т. д.
Для удобства отсчета промежутки делений полученной шкалы можно пропорционально разделить на две и более части.
Второй вид балансирного станка (рис. 205) дает более точные результаты измерений. Станок состоит из подвижной рамы, на которой крепится двигатель. Крутящий момент уравновешивается подвижным грузиком — движком на штанге.
На штанге укреплена линейка с миллиметровыми делениями, для определения крутящего момента линейку тарируют. Делается это так: на валу установленного двигателя закрепляют диск, к которому подвешивают гирьки. Каждый раз уравновешивают станок движком таким образом, чтобы контрольная стрелка стояла строго горизонтально — на нуле. Все показания записывают в виде тарировочного графика (рис. 206). При испытаниях отсчет читается на линейке, а крутящий момент определяется по графику.
При каждой новой перестановке мотор должен ставиться точно на прежнее место.