Сделав это, надо определить соотношение числа оборотов шестерни с удлиненным валом, который соединяется с валом двигателя и осью секундной стрелки. Обычно это число составляет отношение 1:60. Таким образом, за 60 оборотов оси прибора минутная стрелка сделает только один полный оборот, а часовая 1/60 часть оборота.
Измерение числа оборотов вала двигателя этим прибором производится так: присоединив ось прибора к вращающемуся валу, его держат включенным одну минуту, проверяя время включения по часам или секундомеру (рис. 196). Отсчет, полученный по часовой и минутной стрелкам, покажет число оборотов вала двигателя.
Чтобы укоротить время присоединения счетчика оборотов, рекомендуется включать его на 6 сек. и умножать результат на 10. Таким способом получится тот же результат числа оборотов вала в минуту с несколько меньшей точностью.
Измеряя число оборотов способом непосредственного подсоединения прибора к валу, необходимо следить за тем, чтобы не было проскальзывания между соединяющим наконечником прибора и валам.
Замер числа оборотов без непосредственной связи с вращающимся валом более желателен, так как в этом случае операция измерения не влияет на скорость вращения вала.
Большая часть таких приборов действует на принципе стробоскопического эффекта и называется стробоскопами (рис. 197). Измеряют путем зрительного наблюдения сквозь щель диска, число оборотов которого можно регулировать. В момент, когда число оборотов диска и вращающегося тела, число которого мы измеряем, совпадает или будет кратным, глаз человека перестает различать движение вала, и он кажется стоящим на месте. В этот момент берется отсчет по прибору, который покажет истинное число оборотов вала двигателя.
При этом виде измерения следует остерегаться ошибки измерения при кратном числе оборотов в 2, 4 и 8 раз, так как в этих случаях вал также будет казаться неподвижным.
Наиболее совершенным является электронный стробоскоп (рис. 198). Он основан на том, что в прожекторе стробоскопа стоит безынерционная неоновая лампочка, частоту мигания которой можно менять и точно определять. Тогда, когда частота мигания совпадает с числом оборотов винта, последний кажется неподвижным.
Для большего удобства замера на лопастях винта или маховике делается светлая метка. Стробоскопические тахометры, так же как и центробежные, довольно сложные и дорогие приборы.
Наиболее доступным прибором для Моделистов может быть вибрационный указатель числа оборотов мотора; (рис. 199). Действие этого несложного прибора основано на том, что вибрация выдвинутого из трубки стержня начинается только в том случае, если собственная частота колебаний стержня-вибратора совпадает с числом оборотов вала двигателя. А так как собственная частота колебаний вибратора при постоянном сечении зависит только от длины, то по этой длине становится возможным определить число оборотов вала в минуту.
Шкалу на трубке вибрационного указателя числа оборотов нанося путем тарировки по уже проверенному тахометру или механизмам, имеющим уже известное число оборотов.
Есть и другой способ нанесения делений на трубке тахометра. Для этого тахометр надо приставить к какому-либо вращающемуся устройству с определенным числом оборотов. Подобрав положение вибратора, соответствующее наибольшей амплитуде колебаний, и отметив положение движка риской на трубке, расстояние до следующего деления вычисляют по формуле:
где l — расстояние от первоначального до искомого деления;
l0 — длина внешней части вибратора при исходном числе оборотов (измеряется с точностью до 0,1 мм);
n0 — исходное число оборотов (колебаний);
n — наносимое число оборотов, выбирается по желанию.
Пользуются вибрационным указателем числа оборотов так: трубку прибора глухой стороной прижимают к мотораме или цилиндру работающего двигателя, затем постепенно пододвигают движок, связанный со стержнем, вверх до тех пор, пока вибратор не начнет сильно и отчетливо вибрировать (рис. 200). В момент наибольшей вибрации берут отсчет по шкале, нанесенный на трубке, пользуясь верхним обрезом кольца как указателем. Такой прибор несложен в пользовании и изготовлений, точность его показаний вполне достаточна для целей определения числа оборотов вала двигателя на старте.