Этими правилами обусловливается разделение всех поршневых авиамодельных двигателей по их суммарному рабочему объему цилиндров на три категории:
- I — с рабочим объемом до 2,5 см3;
- II — с рабочим объемом до 5 см3;
- III — с рабочим объемом до 10 см3.
Двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для установки на модели самолета, разделяются на поршневые и реактивные.
В тех случаях, когда двигатель многоцилиндровый, его рабочий объем определяется как сумма рабочих объемов всех цилиндров. Разделение двигателей по признаку рабочего объема цилиндра позволяет точнее сравнивать летные качества различных моделей и создает единообразные условия соревнований. Вследствие этого полетные данные моделей с двигателями одной категории определяются уже не литражом двигателя, а его техническим совершенством.
Учитывая это разделение, конструкторы моторов и наша промышленность создают двигатели с рабочим объемом, близким к указанным пределам.
Однако многие фирмы не ограничиваются производством указанных выше трех категорий двигателей. Они с успехом выпускают двигатели с рабочим объемом 0,8 см3; 1,5 см3; 1 см3 и др.
Как известно, все поршневые двигатели внутреннего сгорания разделяются на двухтактные и четырехтактные. В двухтактном двигателе весь рабочий процесс (цикл) происходит за один оборот коленчатого вала, в четырехтактном — за два оборота.
В начальной стадии развития авиамодельного моторостроения изготавливали двигатели обеих конструкций. Но так как двухтактные двигатели по сравнению с четырехтактными оказались конструктивно проще, а мощность, получаемая с единицы рабочего объема, значительно больше, то в настоящее время на летающих моделях применяются только двигатели, работающие по двухтактному циклу.
Некоторые авиамоделисты и у нас, и за рубежом в настоящее время занимаются созданием опытных образцов авиамодельных многоцилиндровых двигателей, но все образцы с рабочим объемом менее 10 см3 оказываются пока менее совершенны, чем одноцилиндровые.
По способу зажигания рабочей смеси современные авиамодельные двигатели делятся на три вида:
- 1. Бензиновые с высоковольтным искровым зажиганием;
- 2. Калильные с зажиганием от калильной свечи;
- 3. Компрессионные с самовоспламенением топливной смеси от сжатия.
Общие виды компрессионного, калильного и бензинового авиамодельных двигателей показаны на рис. 1, 2 и 3.