МКС-10 и МКС-10л (СССР)
Калильный двигатель МКС-10 конструкции автора предназначен для кордовых, управляемых по радио и других летающих моделей. Опытный вариант двигателя (рис. 68) имел наименование МКС-10. Основные данные опытного и серийного двигателей одинаковы. На серийном варианте МКС-10л (рис. 69), в отличие от опытного, применен литой моноблочный картер и литая головка.
Основные данные двигателя:
Так как конструкции кривошипно-шатунного механизма поршневой группы карбюратора и механизма газораспределения совершенно одинаковы, мы даем описание серийного варианта МКС-10л. Различие конструкции цилиндра хорошо видно на рис. 72 и 73.
Картер двигателя моноблочного типа, отлит из силумина. Верхняя часть имеет оребрение. Перепускной канал, выхлопной и всасывающий патрубки образованы соответствующей формой отливки. Передняя крышка картера съемная. Вал двигателя вращается в двух однорядных радиальных шарикоподшипниках № 6 6X19 мм. Щека кривошипа круглая, с противовесом, мотылевая шейка диаметром 5 мм. Дисковый золотник из текстолита, вращается на валике диаметром 3 мм. Диск соединяется с коленчатым валом мотылевой шейкой.
Гильза цилиндра из стали С30ХГСА, закалена до крепости 160—180 кг/мм2. Поршень отлит из поршневого сплава и Весит 6,5 г. Поршень снабжен двумя стальными кольцами Сечением 0,8X0,8 мм. Поршневой палец стальной, каленый, пустотелый, диаметром 4 мм. Шатун овального сечения из дюралюминия Д-16т, в нижней головке имеется вкладыш из бронзы БРОФ 7-02. Карбюратор простейшего пульверизационного типа.
Рекомендуемое топливо: метиловый спирт — 50%, касторовое масло — 25%, нитрометан — 20%.
МК-14 (СССР)
Компрессионный авиамодельный двигатель МК-14 (рис. 74) конструкции автора предназначен для установки на радиоуправляемые модели. Конструкцией предусмотрена возможность надевать на цилиндр рубашку для водяного охлаждения. В этом виде он используется на моделях судов (рис. 75).
На конкурсе авиамодельных двигателей в 1954 г. двигатель был признан лучшим в своей категории и автору присуждена первая премия.
Основные данные двигателя:
- Диаметр цилиндра — 20 мм
- Ход поршня — 22 мм
- Рабочий объем — 6,92 см3
- Длина — 94 мм
- Высота — 85 мм
- Ширина по лапкам крепления — 46 мм
- Максимальная мощность опытного образца — 0,45 л. с. при 14 500 об/мин
- Внешняя характеристика — см. рис. 76
- Диаграмма газораспределения — см. рис. 77
- Продувка — встречная, кольцевая
Картер двигателя (рис. 78, 79) полумоноблочный, сделан из дюралюминия, имеет отъемную переднюю крышку, в которой находятся два радиальных подшипника.
Коленчатый вал имеет диаметр у коренного подшипника 8 мм, диаметр носовой части 6 мм. Щека вала круглая, имеет противовес. Мотылевая шейка диаметром 5 мм. Дисковой золотник распределения всасывания изготовлен из текстолита, вращается на валике, укрепленном на задней стенке картера. Конструкция цилиндра и система продувки аналогичны с двигателем МК-12. Цилиндр из стали С30ХГСА или ШХ-15, каленый. Головка цилиндра из дюралюминия. На нижней части (юбке) головки имеется резьба, которой она соединяется с картером.
Поршень двигателя из мелкозернистого чугуна. Шатун дюралюминиевый, без втулок. В нижней и верхней головках имеются продольные канавки для смазки шейки и пальца. Палец стальной, цементированный, диаметром 4 мм. Поверхность пальца и мотылевой шейки полированы. Этим предотвращается наволакивание дюралюминия шатунных головок.
Карбюратор отлит вместе с картером, имеет четыре прилива для установки жиклера в нужном напряжении, диффузор сменный из пластмассы. Двигатель снабжен универсальным выхлопным патрубком, который при установке на модели дает возможность отвести в желаемом направлении выхлопные газы и избежать забрызгивания модели продуктами выхлопа. Это особенно важно при эксплуатации двигателя на радиоуправляемых моделях. Водяная рубашка устанавливается при использовании двигателей на моделях судов.
Двигатель хорошо работает на горючем следующего состава: керосин — 30%, эфир — 37%, касторовое масло — 30%, амилнитрит — 3%.
«Супер-тигр» G-19 («Super-Tiegre» G-19, Италия)
Авиамодельный двигатель «Супер-Тигр» G-19 (рис. 80), как и все двигатели этой фирмы, отличается оригинальностью конструкции и компактностью.
Двигатель выпускается в двух вариантах: тип «А» — компрессионный и тип «В» — с калильной свечей. Компрессионный двигатель выше калильного на высоту контрпоршня.
С двигателями этого типа итальянские авиамоделисты успешно выступали на ряде международных соревнований. Лучшие результаты показал двигатель с калильным вариантом.
Основные данные двигателя:
Двигатель моноблочной конструкции (рис. 81, 84). Одна отливка образует картер, выхлопные патрубки, перепускные каналы и рубашку охлаждения цилиндра. Задняя стенка картера имеет отверстие, в которое может быть ввернут декомпрессор для остановки двигателя. Передняя крышка картера отъемная, на ней имеется прилив, образующий всасывающий патрубок карбюратора. В крышке установлены два радиальных однорядных шарикоподшипника: коренной — 12 мм и носовой — 8 мм.
Внешняя обойма коренного подшипника выступает на половину своей ширины и служит направляющей при соединении крышки с картером.
Стальной пустотелый вал сечением 12X8 мм служит газораспределяющим золотником. Носовая часть имеет резьбу. Пропеллер крепится гайкой. Мотылевая шейка имеет диаметр 6 мм. Щека кривошипа круглая, с противовесом. Поршень из легкого сплава, имеет два поршневых кольца сечением 1X1 мм- Поршневой палец стальной, каленый, диаметром 3 мм. Шатун из дюралюминия, литой под давлением. Гильза цилиндра сделана из твердого чугуна, свободно сидит в блоке картера, к которому прижата четырьмя винтами.
Вариант двигателя под индексом «А» предусматривает более высокие блок и гильзу, контрпоршень и другую головку с винтом для регулировки контрпоршня. В этом виде получается компрессионный вариант двигателя.
Карбюратор имеет сменные диффузоры, позволяющие добиваться наиболее надежной работы на желаемом числе оборотов. Фирма рекомендует следующее горючее:
- Тип «А»: для обкатки — касторовое масло 33%, эфир — 33%, керосин 34%;
- нормальное — минеральное масло — 28%, эфир — 44%, керосин 22% или «Меркурий» № 5.
- Тип «В»; для обкатки — касторовое масло 30%, эфир — 50%, керосин — 20%;
- нормальное — касторовое масло 25%, эфир 50%, керосин — 25%;
На обкатанных двигателях при рекордных полетах допускается применение форсирующих присадок.
«Дулинг-29» («Dooling-29», США)
Этот калильный двигатель относится к числу специально гоночных образцов. Он выпускался фирмой «Братья Дулинг» в небольших количествах для кордовых скоростных моделей. Двигатель (рис. 85 и 86) компактный, обладает отличными данными. Интересно отметить, что в 1954 г. «а мировом чемпионате первые три места были заняты моделями с этими двигателями.
Основные данные двигателя:
- Ход поршня — 15 мм
- Диаметр цилиндра — 20,35 мм
- Рабочий объем — 4,86 см3
- Вес — 185 г
- Максимальная мощность — 0,75 л. с. при 17500 об/мин
- Продувка — поперечная
- Диаграмма газораспределения — см. рис. 87
- Распределение всасывания — дисковым золотником