МБ-05ф и МКС-05ф
Двигатель МБ-05ф конструкции автора предназначен для-установки на скоростных летающих моделях. Его опытный образец с искровой системой зажигания давал мощность до 1,28 л. с. С зажиганием от калильной свечи двигатель носит наименование МКС-05ф (рис. 88) и развивает мощность до 1,5 л. с.
Моделями с этим двигателем установлен ряд всесоюзных рекордов.
Основные данные двигателя:
- Ход поршня — 24 мм
- Диаметр цилиндра — 23 мм
- Рабочий объем цилиндра — 9,96 см3
- Степень сжатия (геометрическая) — 8
- Зазор между электродами свечи — 0,5 мм
- Зазор между контактами прерывателя — 0,2—0,4 мм
- Вес со свечой без винта, бачка, бензопровода и электрооборудования — 305 г
- Длина — 103 мм
- Высота — 120 мм
- Ширина — 52 мм
- Внешняя характеристика двигателей МБ-05ф и МКС-05ф — показана на рис. 89
- Диаграмма газораспределения — см. рис. 90
Основная часть двигателя — картер. На нем смонтированы все остальные детали (рис. 91). Картер сделан из дюралюминия марки Д16Т. В передней части, над втулкой вала, имеется прилив, сквозь который проходит всасывающий патрубок. К верхнему фланцу четырьмя винтами крепится цилиндр. В картер запрессована втулка из фосфористой бронзы марки Броф 7-02 и поставлен опорный шариковый подшипник для вала. Передняя часть шейки картера имеет кольцевой желобок для крепления прерывателя. В нижний фланец вставлены пружина и цилиндрический фиксатор положения прерывателя. На левой и правой сторонах картера имеются лапы с отверстиями для закрепления двигателя на модели.
Цилиндр — точеный из стали марки С30ХГСА (хромансиль). Выхлопной и перепускной патрубки сделаны из мягкой „ листовой стали толщиной 0,5 мм. После припайки патрубков к цилиндру (для пайки применяется красная медь) цилиндр закаляют до твердости Rc-54 (по Роквеллу). Головка крепится к цилиндру шестью винтами. Она сделана из дюралюминия и имеет развитое оребрение.
Поршень двигателя изготовлен из дюралюминия марки Д-16Т. На днище он имеет гребень с наклоном в сторону выхлопа. На боковой поверхности поршня проточены два узких желобка для поршневых колец и один широкий желобок для уменьшения поверхности трения. С внутренней стороны поршня имеются бобышки для поршневого пальца. Поршневой палец сделан из мягкой стали марки С-10, цементирован на глубину 0,3 мм, закален до Rc-63—64, шлифован и полирован. В отверстия пальца с обеих сторон вставлены заглушки, которые устраняют опасность повреждения пальцем зеркала цилиндра. Поршневые кольца из стали У-8 закалены до твердости Rc-61—63.
Шатун из дюралюминия Д16Т. Верхняя головка без вкладыша, в нижнюю запрессован вкладыш из бронзы Броф 7-02. Смазка трущихся поверхностей производится через отверстия в головках шатуна.
Коленчатый вал из мягкой стали марки С-25. Его трущиеся части цементированы на глубину 0,4 мм, закалены до Rс-63—64 и шлифованы. Кроме своего прямого назначения, вал двигателя исполняет также роль золотника системы распределения всасывания. Через полый вал горючая смесь поступает в картер.
Карбюратор простейшего пульверизанионного типа с жиклером, проходное отверстие которого регулируется иглой.
В случае применения искрового зажигания двигатель снабжается стандартной бобиной, конденсатором и сухими батареями напряжением 4,5 в (от карманных фонарей). Прерыватель состоит из надетой на шейку вала кулачковой шайбы, дюралюминиевого фасонного корпуса, молоточка с пружиной, наковальни и ручки. Контакты прерывателя вольфрамовые. Замыкание контактов длится в течение поворота вала двигателя на 120°. Зазор между контактами не должен превышать 0,4 мм. Такая регулировка обеспечивает надежную работу прерывателя на больших оборотах.
Опережение зажигания регулируется поворотом прерывателя. Для закрепления прерывателя в определенном положении служит фиксатор. При электрическом зажигании желательно применять свечи с фарфоровыми или слюдяными изоляторами. Зазор между электродами свечи может быть от 0,2 до 0,5 мм (в зависимости от мощности батарей питания). При слабых батареях или малом зазоре между электродами двигатель запускается плохо.
Во втором варианте этого двигателя МКС-05ф зажигание производится от калильной свечи. Для перехода с искрового зажигания на калильное надо снять прерыватель и взамен искровой свечи ввернуть калильную.
При искровом зажигании двигатель работает хорошо на бензине марок Б-70, 4Б-78, А-70. Испытания показали, что смесь, состоящая из одной части авиамасла марки МК или МС (условной вязкости от 20 до 25° по Энглеру — при 50°) и трех частей бензина, является лучшей.
Для запуска двигателя с калильной свечой нельзя применять бензин, так как спираль свечи сгорает. Следует применять только спиртовые горючие смеси, состоящие из трех частей метилового (древесного) или этилового (винного) спирта крепостью не ниже 96° и одной части касторового масла.
Мак Кой 60 «Красная головка» (Мc Coy «Red Head», США)
Авиамодельный двигатель Мак Кой 60 (рис. 92) выпускали, начиная с 1947 г., с искровым, а затем с калильным зажиганием. Двигатель относится к самым мощным из применяющихся на моделях. В нем применены все последние достижения в области микролитражного моторостроения. Описанная модель выпускалась фирмой серийно, специально для спортивных скоростных и пилотажных моделей. В ряде ответственных международных соревнований модели с этим двигателем занимали призовые места и устанавливали рекорды.
Основные данные двигателя двадцатой серии:
- Ход поршня — 22,2 мм
- Диаметр цилиндра — 23,3 мм
- Рабочий объем — 9,46 см3
- Вес двигателя — 405 г
- Вес поршневой группы — 18,3 г
- Максимальная мощность серийного образца — 1,5 л. с.
- Диаграмма газораспределения — см. рис. 93
- Распределение всасывания — дисковым золотником
- Продувка — поперечная
Компоновка двигателя хорошо видна на перспективном разрезе (рис. 92). Детали показаны на рис. 94. Рекомендуется топливная смесь Суперзоник-1000.
«Бангей-600» («Bungay-600», США)
Этот гоночный спортивный двигатель один из самых мощных, применявшихся на летающих моделях. На рис. 95 показан его вариант с искровым зажиганием (с прерывателем). Еще лучше двигатель работает с калильным зажиганием на спиртовых топливах. Двигатель изготавливался фирмой «Братья Бангей».
С 1948 г. было выпущено несколько небольших серий, мало отличающихся друг от друга. Кордовые модели с этими двигателями показывали рекордные скоростные полеты до 255 км/час и неоднократно занимали первые места на соревнованиях.
Основные данные двигателя:
- Ход поршня — 22,2 мм
- Диаметр цилиндра — 23,8 мм
- Рабочий объем — 9,88 см3
- Вес двигателя — 360 г
- Степень сжатия — 9,8
- Максимальная мощность серийного образца калильного варианта достигает — 1,5—1,75 л. с.
- Диаграмма газораспределения — см. рис. 96
- Распределение всасывания — валом
- Продувка — поперечная