Модель на испытаниях показала хорошие результаты, пройдя по прямой 70 м. Постройку подобной модели можно рекомендовать ученикам VII—VIII классов, имеющим некоторый опыт работы с инструментом и материалами.
На рисунке 1 показан общий вид модели с приподнятым кузовом. На этом чертеже хорошо видна конструкция шасси и: внешний вид кузова. Основными узлами и механизмами модели являются; кузов, рама, силовая передача и передняя ось с колесами.
Кузов модели
Кузов модели выклеен из газетной бумаги в 8 слоев. В передней части кузова помещена одна большая фара, вокруг которой имеется отверстие для охлаждения двигателя, состоящее из секторов.
Выступающие спереди на крыльях прямоугольные полосы и полукруглые козырьки сзади получают вклейкой полос из картона, покрытых тремя слоями бумаги. Передний и задний буфера делают из дерева и приклеивают к кузову.
Кузов красят нитрокраской салатового цвета, выступающие полосы облицовки, буфера, а также обод фары и охлаждающего отверстия — алюминиевой краской. В окна вклеен целлулоид.
В кузов с внутренней стороны на высоте 10 мм от нижней его кромки приклеивают деревянные уголки, которые служат упором при опускании кузова на шасси. Для закрепления кузова на раме используется такой же крючок, который был описан в модели с пружинным двигателем.
На рисунке 2 даны размеры болванки. Болванку изготавливают из дерева и пластилина.
Поскольку передняя и задняя части кузова наклонены и, кроме того, передняя часть еще выпуклая, снять выклеенный, кузов с такой болванки невозможно. Поэтому болванку делают из трех составных частей. При этом невыклеенный кузов снимается с болванки, как это делается обычно, а болванка вынимается из кузова. Сначала вынимают среднюю часть болванки, затем крайние части, при этом их предварительно отодвигают от краев.
На рисунке 3 даны полуконтуры шаблонов. По этим контурам надо вырезать шаблоны из картона или фанеры и пользоваться ими при изготовлении болванки.
Рама модели
Раму модели (рис. 4) изготавливают из фанеры толщиной 8—10 мм или сухой доски. На чертеже рамы пунктирными линиями показаны места установки опорных стоек катушки передачи кронштейнов подшипников ведущей оси и шестеренчатого редуктора резинодвигателя.
Силовая передача модели состоит из резинодвигателя, удвоенного при помощи шестеренчатого редуктора, катушки передачи и ведущей оси с колесами.
Резинодвигатель
Резинодвигатель состоит из двух мотков резиновых лент разной длины с ушками, изготавливаемыми обычным способом. Длина одного мотка составляет 342 мм (без ушек), другого — 258 мм. Общая рабочая длина резинодвигателя — 600 мм. Длина каждого ушка составляет 22 мм. Длинный моток резинодвигателя состоит из 14 лент сечением 1X4 мм, короткий — из 12 лент.
Увеличение числа резиновых лент в длинном мотке по сравнению с коротким, а также установка шестерен с передаточным отношением 4:5 позволили наиболее эффективно использовать мощность резинодвигателя в целом. Если взять одинаковые шестерни, тогда следует еще более увеличить количество резиновых лент длинного мотка. Может быть еще много вариантов подбора количества резиновых лент мотков резинодвигателя, а также передаточного отношения шестерен редуктора, которые будут удачными и даже более эффективными, чем использованный в изготовленной модели.
Шестеренчатый редуктор
Шестеренчатый редуктор (рис. 5) состоит из корпуса редуктора и двух разных шестерен с втулками и осями.
Корпус редуктора (рис. 6) изготавливают из листовой латуни или стали толщиной 1,5 мм и потом изгибают. В нем сверлят два отверстия диаметром, равным 3 мм, для крепления редуктора шурупами к раме и два отверстия диаметром, равным 2,6 мму для осей шестерен.
Шестеренки можно использовать из старого газового счетчика. Одна шестерня, имеющая 20 зубьев, соединена с коротким мотком резинодвигателя, другая, имеющая 25 зубьев, соединена с длинным мотком. Таким образом, передаточное отношение составляет 4:5. Можно использовать также шестеренки старого будильника или выпилить шестеренки самому. Шестерни, а также втулки припаивают к осям, когда оси вставлены в корпус редуктора. Оси шестерен редуктора (рис. 7) оканчиваются с одной стороны крючками, на которые надеваются ушки мотков резинодвигателя.
В качестве катушки передачи (рис. 8) используется катушка из-под ниток. Ее опорные кронштейны (рис. 9 и 10) изготавливают из фанеры толщиной 10 мм или мягкого дерева со скосом в нижней части, так как катушку передачи устанавливают на раме с некоторым наклоном, что позволяет удлинить резинодвигатель. Ось катушки передачи (рис. 11), а а также оси шестерен редуктора изготавливают из отрезков велосипедных спиц.
В качестве нитки лучше всего использовать капроновую рыболовецкую леску диаметром 0,5 мм. При отсутствии такой лески можно применить какую-либо другую прочную нитку. Длина нитки должна быть не менее 13 м, что при диаметре колес 70 мм обеспечивает пробег модели на расстояние 70 м.
Переднюю ведущую ось (рис. 12) изготавливают из стальной калиброванной проволоки-серебрянки диаметром 5 мм. Можно несколько уменьшить ее диаметр, что позволит увеличить длину пути, проходимого моделью. На оси в средней ее части выпиливают риску, что обеспечивает начало наматывания нитки при закручивании резинодвигателя. На ось после того, как она вставлена в кронштейны подшипников, напаивают с обеих сторон по одному колечку из медной проволоки для ограничения бокового перемещения оси с колесами. После этого на концы оси с натягом напрессовывают ведущие колеса. Выступающие концы оси распиливают под четырехгранник (для закручивания резинодвигателя ключом или дрелью).
Кронштейны подшипников ведущей оси (рис. 13) изготавливают из фанеры толщиной 10 мм. В круглые отверстия, просверленные в них, впрессовывают латунные втулочки (рис. 14), являющиеся подшипниками ведущей оси.
Ведущие колеса (рис. 15) изготавливают из фанеры способом, описанным ранее. В центре они имеют отверстия ∅3,9 мм. Их напрессовывают с натягом на ведущую ось. Для улучшения сцепления с грунтом на ведущие колеса надевают куски резины, вырезанные из велосипедной камеры мужского велосипеда.
Заднюю направляющую ось (рис. 16) изготавливают из прутка серебрянки диаметром 5 мм.
В задние колеса (такие же, как и ведущие, только с отверстием в центре диаметром, равным 4,9 мм) плотно вставляют латунные втулки, являющиеся подшипниками качения. Колеса удерживаются на оси винтами с шайбочками, которые ввертывают в отверстия торцов передней оси.
Переднюю ось устанавливают на раме шарнирно, чтобы она могла поворачиваться на необходимый угол. Для этого в середине оси сверлят отверстие с резьбой, куда ввинчивают винт без головки и припаивают его к оси.
Переднюю ось с выступающим вниз винтом вставляют в отверстие в раме и укрепляют на ней гайкой с барашками, навинчиваемой на винт. Для запуска модели по прямой с натянутой направляющей ниткой на раме модели, строго вдоль ее продольной оси, ввертывают два шурупа со спиленной головкой и отверстиями, через которые пропускают направляющую нитку.
Перед запуском модели нитка силовой передачи намотана на катушке передачи. При помощи дрели или специального ключа, надетого на выступающий из колеса четырехгранный конец ведущей оси, перекручивают нитку с катушки на ведущую ось. Одновременно с этим происходит закручивание резинодвигателя. Всего надо провернуть ось на 350 оборотов, т. е. перемотать всю нитку с катушки на ведущую ось. Держа рукой за ведущие колеса, отсоединяют дрель или ключ и, пропустив направляющую нить через отверстия шурупов, запускают модель.
Как уже было сказано выше, описанная модель на испытании прошла 70 м. Улучшив качество изготовления модели и удачно подобрав сечение резинодвигателя, передаточное число шестеренчатого редуктора, а также диаметры катушки передач и ведущей оси, можно усовершенствовать модель, и она пройдет значительно большее расстояние.