Конструкция этой автомодели удачна тем, что на ее изготовление не требуется много времени, и начинающий автомоделист, сделав ее быстро, сразу же ощущает результаты своего труда.
Изготовление таких аэромобилей широко практикуется среди школьников Латвийской республики. В течение 1955 и 1956 годов в Риге комитетом ДОСААФ был проведен ряд соревнований школьников на наибольшее расстояние, проходимое изготовленными ими моделями. Первое место в этих соревнованиях занял ученик V класса 24-й средней школы г. Риги Юрий Цудрус. Его модель прошла 22,7 м, установив республиканский рекорд.
На рисунке 1 показан общий вид такого аэромобиля. Он состоит из воздушного винта с осью, подшипника, резинодвигателя, опорной стойки, хвостовой части, корпуса и осей с колесами.
Воздушный винт
Воздушный винт для модели можно подобрать от компрессионных микродвигателей МК-16 и МК-12-с или изготовить самостоятельно. Лучше всего сделать винт из липы, так как этот сорт дерева легкий, наиболее легко поддающийся обработке и достаточно прочный. Липу можно заменить ольхой, кленом или березой.
При изготовлении винта надо иметь в качестве образца или готовый фабричный винт, или чертеж винта любого размера. Допустим, что у автомоделиста имеется чертеж винта, длина которого составляет 350 мм и толщина в каком-нибудь определенном сечении равна 16 мм.
Отсюда можно определить толщину винта длиной 260 мм в соответствующем сечении:
Подобным образом подсчитывают каждый размер и приступают к изготовлению винта. Для этого выстругивают брусок, размеры которого (длина, ширина и толщина) соответствуют размерам изготовляемого винта. На бруске при помощи картонного шаблона очерчивают сначала одну лопасть, затем другую (рис. 2) и острым ножом или скальпелем обрабатывают в последовательности, показанной на рисунке 3. При обработке винта необходимо все время следить за его балансировкой. У готового винта вес обеих лопастей должен быть совершенно одинаков. Ни одна лопасть винта, подвешенного в любом положении на гвозде в центральном отверстии, не должна перевешивать. Центр тяжести винта должен приходиться строго на центральное отверстие. Балансировка (винта показана на рисунке 4.
В готовый винт вставляют стальную ось диаметром 1½—2 мм и длиной 60 мм, у которой один конец заострен (рис. 5). После этого заостренный конец загибают и, продвинув ось до упора, вбивают во втулку винта для того, чтобы винт не проворачивался на оси. Другой конец оси, после того как ось будет вставлена в подшипник, загибают крючком и надевают на него резинодвигатель.
Подшипник оси винта
Подшипник оси винта изготовляют из белой жести. Можно использовать жесть консервной банки. Полоску жести шириной 10—15 мм огибают вокруг куска проволоки, диаметр которой равен диаметру оси винта, и затем обжимают в тисках так, чтобы на месте изгиба получилась трубка (рис. 6, а).
Затем концы полоски разводят в стороны и в центре припаивают. Можно скрепить полоску двумя медными или алюминиевыми заклепками. После этого отгибают полоску так, чтобы расхождение лапок соответствовало толщине опорной стойки (рис. 6, б).
Подшипник крепят к опорной стойке тремя небольшими гвоздями. Для уменьшения потерь на трение и предотвращения износа втулки винта между ней и подшипником вставляют на ось винта одну или две небольшие шайбочки из жести.
Резиновый двигатель
Резиновый двигатель для аэромобилей описываемой конструкции состоит из 3—6 резиновых лент сечением 1X4 мм. Можно также использовать резиновые нити сечением 1x1 мм или 1X2 мм, но в этом случае количество нитей увеличивают соответственно в четыре или два раза по сравнению с количеством лент сечением 1X4 мм. Резиновую ленту огибают вокруг крючка оси винта и гвоздя, забитого в хвостовую часть модели, столько раз, из скольких лент или нитей должен состоять резинодвигатель, и завязывают у гвоздя узлом. Ушки таких резино-двигателей не заделывают изоляционной лентой или тесьмой, как это делают в более сложных автомоделях с резиновыми двигателями. Если одной нити или ленты недостаточно по длине для укладки полного резинодвигателя, то можно использовать несколько лент или нитей, но узлы нужно располагать у гвоздя и частично у крючка.
Заводку резинодвигателя осуществляют поворотом винта в сторону, противоположную направлению вращения его при движении модели (рис. 7).
Закручивать резинодвигатель нельзя беспредельно, так как резиновые ленты могут разорваться.
В помещаемой ниже таблице показано наибольшее число оборотов резинодвигателя в зависимости от его длины и количества лент (при хорошем качестве резины).
Опорную стойку и хвостовой выступ модели изготовляют из фанеры толщиной 4—5 мм. Внешние формы этих деталей видны на рисунке 1. Размеры этих деталей, а также корпуса модели моделисты могут подобрать самостоятельно. Помещенная на странице 39 фотография аэромобиля дает представление о соотношении размеров отдельных деталей и корпуса и целом. Опорную стойку и хвостовой выступ крепят в. специально вырезанных пазах корпуса на столярном клею или, при отсутствии последнего, гвоздями.
Корпус аэромобиля
Корпус аэромобиля изготовляют из сплошного куска дерева. Для этой дели может быть использовано любое дерево, в том числе сосна. Внешние формы корпуса видны на рисунке 1. Последовательность изготовления такая же, как и при изготовлении винта. Обработав брус в форме параллелепипеда с небольшим припуском против размеров корпуса модели, производят разметку (рис. 8, а). Сначала наносят осевые линии, так как модель должна быть симметричной, потом контуры модели.
Сделав разметку, приступают к грубой опиловке при помощи ножовки или пилы лишних выступающих частей корпуса (рис. 8, б). Затем при помощи топора, ножа, стамески и напильника придают корпусу окончательную форму. При этом пользуются шаблонами, вырезанными из картона или фанеры (рис. 8, г).
Для облегчения внутреннюю часть корпуса выдалбливают. Для этой дели в корпусе при помощи коловорота с перкой высверливают ряд отверстий (рис. 9), затем при помощи стамески производят долбление. Можно изготовить корпус модели из двух совершенно одинаковых половин, которые потом склеивают (рис. 10). В этом случае значительно облегчается процесс долбления.
Раскраску корпуса, в том числе всевозможных линий, обозначающих облицовку кузова, автомоделист производит по своему вкусу и желанию.
Метод изготовления колес для аэромобиля — см. описание контурной модели. Могут быть использованы колеса любого детского конструктора. Колеса модели, как это видно на рисунке 1, размещены внутри корпуса модели, и при движении видна только их нижняя часть.
Оси колес модели могут быть деревянными или металлическими. Во время движения модели они не вращаются, поэтому их крепят внутри к нижней части корпуса при помощи хомутов из жести или даже просто гвоздями.
Для уменьшения потерь на трение колеса монтируют на осях при помощи втулочек — скользящих подшипников. Необходимо также предусмотреть на осях ограничители продольного перемещения колес вдоль осей. При этом на деревянных осях вбивают гвозди и отгибают их концы в сторону от колес; если это металлические оси, то можно ограничиться напайкой медных колец или устройством буртиков на осях.
При изготовлении моделей аэромобилей надо установить подшипник оси винта так, чтобы ось винта и резинодвигатель составили строго прямую линию, иначе при раскрутке резинодвигателя (при движении модели) будет биение резинодвигателя, что крайне отрицательно скажется на показателях работы модели. Кроме того, так же как и при изготовлении всех других моделей, необходимо тщательно обрабатывать трущиеся узлы (подшипники), чтобы максимально уменьшить потери на трение.